пр.16810 Русь / пр.16811 Консул | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

пр.16810 Русь / пр.16811 Консул

Автор: DIMMI
Создана: 22.09.2011 13:34:09
Изменена: 24.02.2013 01:31:47
Комментариев: 0
Категории: ВОДА / Подводные лодки / Специальные подводные лодки и аппараты / пр.16810 Русь / пр.16811 Консул /

ДАННЫЕ НА 2011 г. (стандартное пополнение)
пр.16810 "Русь"
пр.16811 "Консул"


Обитаемый самоходный глубоководный подводный аппарат / корабль 3 ранга - автономный глубоководный аппарат. Проект аппарата разработан СПМБМ "Малахит" (г.Санкт-Петербург). Проектирование глубоководного аппарата по заданию ВМФ СССР и рассчитанного на погружение на глубину до 6000 м по пр.16810 начато в 1984 г. СПМБМ "Малахит" под руководством главного конструктора В.Г.Маркова (с 1993 г. - Е.М.Разумихин). В проектировании аппарата приняли участие ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", НПО "Винт", ЦНИИ "Аврора", ЦНИИ "Морфизприбор", НПО "Норд", НПО "Пролетарский завод" и НПО "Электротехника". Технический проект аппарата пр.18810 разработан по заказу ВМФ СССР под руководством В.Г.Маркова в 1987 г. Одновременно предложен проект аппарата с улучшенными ТТХ (будущий пр.16811). В 1989 г. выпущена рабочая конструкторская документация по откорректированному пр.16810. В 1989 г. так же произведена корректировка проекта морскую геологоразведку под требования Морского регистра СССР и выпущена рабочая конструкторская документация пр.16811. Заказчик второго аппарата (пр.16811 "Консул") до 1992 г. - Министерство геологии СССР, после 1992 г. - Роснедра.

Подготовка к строительству аппаратов пр.16810 и пр.16811 начата на "Адмиралтейских верфях" в 1989 г. и в 1991-1992 г.г. соответственно. Официальная закладка аппарата АС-37 "Русь" пр.16810 состоялась 1 июня 1992 г. в цехе №12 (ССП-125 - участок глубоководных аппаратов) "Адмиралтейских верфей". Испытания аппарата АС-37 "Русь" начаты в 1998 г., спуск на воду произведен 20 мая 1999 г. В 2001 г. аппарат совершил первые погружения в Балтийском море. Заводские ходовые и государственные испытания аппарата "Русь" проводились на Балтийском море, что не позволило провести испытания с погружением на максимальную глубину. В период государственных испытаний была выполнена проверка аварийного всплытия аппарата с отдачей крышки бункера маневрового балласта (чугунная дробь) и отдачи устройства постановки на основание с дифферентными грузами. Такое испытания проводилось впервые. Комиссия госприемки приняла опытный автономный глубоководный аппарат «Русь» в опытную эксплуатацию в состав ВМФ России на Балтийском море с ограничением глубины погружения, достигнутой на государственных испытаниях. В соответствии с решением Главнокома ВМФ и директора Российского агентства по судостроению № 743/5/1245 от 3 ноября 2000 г. погружение опытного аппарата на глубину 6000 м не проводилось. Этим же решением было принято предложение Госкомиссии выполнить модернизационные работы как на аппарате «Русь», так и на судне-носителе пр.141 с последующим проведением глубоководных погружений на 3000 м и 6000 м в Атлантическом океане.

В 2001-2005 г.г. аппарат АС-37 "Русь" проходит модернизацию, приближающую его возможности к пр.16811. В 2005 г. на аппарате "Русь" совершено погружение на глубину 3600 м (ист. - Буриличев А., интервью). После совершения глубоководного погружения в декабре 2006 г. у Азорских островов аппарат в феврале 2007 г. принят на вооружением ВМФ России.




Глубоководный аппарат АС-37 "Русь" пр.16810 во время испытаний, фото 29 июня 2011 г. (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-39 "Консул" пр.16811 во время испытаний, фото 2010-2011 г.г. (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).

В интервью 24.09.2011 г. на радио "Эхо Москвы" начальник главного управления глубоководных исследований Монобороны России вице-адмирал А.Буриличев сообщил, что наименование аппарата пр.16811 "Консул" расшифровывается как "конкреции сульфида", что свидетельствует об изначально геологическом назначении аппарата. Строительство второго аппарата ("Консул", главный конструктор - Е.М.Разумихин) по пр.16811 прекращено в середине 1990-х годов в связи с отсутствием финансирования от Министерства природных ресурсов при готовности аппарата 62% (ист. - Буриличев А., интервью). В целях обеспечения финансирования аппарат передан в ведение Главного управления глубоководных исследований Минобороны России. Предполагается совместное с Роснедрами использование аппарата АС-39. Итогом создания аппарата станет создание морского технологического комплекса (МТК, аппарат + судно-носитель с соответствующим оборудованием) для проведения глубоководных исследований. Корпус аппарата пр.16811 АС-39 "Консул" сформирован на "Адмиралтейских верфях" в 2002 г. Аппарат спущен на воду в ноябре 2009 г. В течение 2010 г. аппарат совершал погружения на Балтике и в октябре 2010 г. ожидалось начало глубоководных испытания аппарата в Атлантическом океане совместно с аппаратом "Русь" пр.16810. Государственные испытания головного аппарата АС-39 завершены погружением на глубину 6270 м 14 июня 2011 г. Аппарат принят ВМФ России в эксплуатацию 13.09.2011 г., подписан акт. В ноябре 2011 г. "Консул" принят в состав ВМФ России и Флаг ВМФ на аппарате "Консул" поднят на СРЗ "Звездочка" 13.12.2011 г.

Назначение аппаратов пр.16810 и 16811:
- классификация и видеосъемка объектов на морском дне;
- выполнение подводных технических работ с помощью манипуляторного устройства;
- обследование подводных сооружений и объектов;
- доставка на грунт или подъем на поверхность предметов массой до 200 кг.


Конструкция - прочный корпус аппарата выполнен сферическим из титанового сплава, легкий корпус выполнен из стеклопластика с заполнением высокопрочным сферопластиком. Иллюминаторы выполнены из органического стекла и расположены в носовой части аппарата. Изготовитель легкого стеклопластикового корпуса - завод "Пелла".

Высокопрочный титановый сплав и прочный заполнитель легкого корпуса - сферопластик - разработаны ЦНИИ конструкционных материалов "Прометей", руководитель темы  - Г.В.Матвеев. Производство титанового сплава велось ОАО корпорация "ВСМПО-АВИСМА". Производство блоков плавучести из сферопластика - ЦНИИ "Прометей".

Прочный корпус аппарата "Русь" после сборки и сварки полусфер перед окончательной сваркой был проточен по наружной и внутренней поверхностям на специальном станке на Балтийском заводе. После сварки с легкими конструкциями и балластными цистернами прочный корпус испытывался наружным гидравлическим давлением 720 кгс/кв.см с выдержкой 23 часа в док-камере ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова. Иллюминаторы из оргстекла при изготовлении были испытаны гидростатическим давлением 780 кгс/см2. Спуск полностью готового автономного глубоководного аппарата в Неву для проведения швартовных испытаний выполнялся плавучим краном с использованием штатного штокового устройства подъема на судно-носитель.

Погружная система гидравлики аппарата пр.16810 разработана НПО "Пролетарский завод", главный конструктор - Ю.А.Молодцов.


Аппарат "Русь" пр.16810 в строительстве ("Военный парад", №1 / 1996 г., фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Cтроительство аппарата пр.16810  "Русь" с использованием сферопластика в цехе №20 Адмиралтейских верфей ("Адмиралтейские верфи: люди, корабли, судьбы 1926-1996", С.-Пб., "Гангут", 1996 г.).


Глубоководный аппарат АС-37 "Русь" пр.16810 (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-37 "Русь" пр.16810 (http://aqua.sm.bmstu.ru).


Глубоководный аппарат АС-37 "Русь" пр.16810 в Балтийске ("Подводные технологии и средства освоения мирового океана", М., "Оружие и технологии", 2010 г., фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Компоновочная схема глубоководного аппарата АС-39 пр.16811 "Консул" (http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-39 "Консул" пр.16811, вероятно 2009 г. (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).

Двигательная установка - разработка движительно-рулевого комплекса аппарата пр.16810 велась НПО "Винт", главный конструктор Берсеньев. Погружные электродвигатели постоянного тока аппарата пр.16810 разработаны НПО "Электротехника", главный конструктор - В.А.Камышников.


пр.16810 "Русь"
пр.16811 "Консул"
Горизонтальные главные электродвигатели
3

Вертикальные главные электродвигатели 2  
Подруливающие устройства 1  
Аккумулуторные батареи СП-200М-1  


ТТХ аппаратов:
  пр.16810 "Русь" пр.16811 "Консул"
Экипаж 2-3 чел 2-3 чел
Длина 8 м 8.4 м
Ширина 3.9 м 3.9 м
Высота 3.85 м 3.9 м
Диаметр прочного корпуса 2.1 м 2.1 м
Толщина прочного корпуса   100 мм
Водоизмещение полное
25 т 26 т
Масса полезной нагрузки   200 кг (кроме экипажа)
Скорость максимальная 3 / 3.9 уз (по разным данным)
3 уз
Глубина погружения максимальная 6000 м 6270 м
Глубина погружения рабочая
6000 м
Автономность 10 часов (рабочая)
72 часа (аварийная)
12 часов
Расчетный срок эксплуатации   20 лет
Ресурс 500 погружений на глубину более 4000 м
1000 погружений на глубину до 4000 м
 


Оборудование: система автоматического управления аппарата пр.16810 разработана ЦНИИ "Аврора", главный конструктор - А.Н.Бабаев. Система глубоководной гидроакустической связи, навигации и поиска аппарата пр.16810 разработана ЦНИИ "Морфизприбор", главные конструкторы  - А.А.Остроухов и Б.В.Хрусталев. Навигационная система аппарата пр.16810 разработана НПО "Норд", главный конструктор Г.А.Замай. Аппараты оснащены забортной телевизионной камерой в прочном боксе.


Аппарат АС-37 "Русь" с оригинальной свето-оптической системой на подвеске (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).

Аппараты пр.16810 и пр.16811 оборудованы уникальным манипуляторным комплексом. В состав манипуляторного комплекса входит два исполнительных органа выполненных из титана, пульт управления и два задающих органа. Манипуляторный комплекс разработан отделом СМ4-2 МГТУ им.Н.Э.Баумана, руководитель работ - В.Челышев.








Испытания манипулятора на аппарате АС-37 "Русь" пр.16810, вероятно 2000-2001 г.г. (http://aqua.sm.bmstu.ru).


Глубоководный аппарат АС-39 "Консул" пр.16811, вероятно 2009 г. (фото из архива Gogs, http://forums.airbase.ru).


Глубоководные аппараты АС-39 "Консул" пр.16811 (вверху) и АС-37 "Русь" пр.16810 (внизу), вероятно 2009 г. (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).

Глубоководный аппарат может нести необитаемый подводный аппарат типа "Рупор-6000" или телеуправляемый необитаймый подводный аппарат "Лорнет".

По состоянию на 2011 г. ведется разработка бурильного комплекса для аппарата "Консул" пр.16811 (ист. - Буриличев А., интервью).


Носители - применение глубоководного аппарата возможно с любого надводного корабля оборудованного крановым оборудованием грузоподъемностью 35-40 тонн.

Статус: Россия

- 2005 г. - на аппарате "Русь" совершено погружение на глубину 3600 м (ист. - Буриличев А., интервью).


Аппарат АС-37 "Русь" (фото из архива sam7, http://forums.airbase.ru).

- 2009 г. 30 октября - на Адмиралтейских верфях спушен на воду аппарат пр.16811 "Консул" (источник).


Спуск на воду аппарата пр.16811 "Консул", 30.10.2009 г. (http://admship.ru).

- 2010 г. август - аппарат пр.16811 "Консул" базируется на судне-носителе в Балтийске и проходит испытания.




Глубоководный аппарат "Консул" пр.16811 на судне-носителей в Балтийске, 22.08.2010 г. (фото из архива prjnik, http://navy-rus.livejournal.co, обработано).

- 2011 г. апрель-май - испытания аппарата АС-39 пр.16811 "Консул" велись на Балтике и в Атлантическом океане с использованием спасательного буксирного судна "Звездочка" пр.20180. Экспедиция в Атлантику завершена 31 мая 2011 г.


Спасательное буксирное судно "Звездочка" пр.20180 обеспечивает испытания глубоководного аппарата АС-39 "Консул" пр.16811, май 2011 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).


Глубоководный аппарат АС-39 пр.16811 "Консул" во время испытаний, Атлантика, май 2011 г. (http://sdelanounas.ru).

- 2011 г. - в составе ВМФ 2 аппарата пр.16810 "Русь" и пр.16811 "Консул".


Реестр аппаратов пр.16811:

пп
Название Проект Завод.
Завод Закладка Спуск на воду Вступление в строй Базирование
01 АС-37 16810 01689 ОАО "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург), ответственный сдатчик - Л.П.Лазута
1989 г. (по одним данным)

01.06.1992 г. (по данным из истории завода)
20.05.1999 декабрь 2000 г. (по данным из истории завода)

февраль 2007 г. (подписание приемного акта в торжественной обстановке)
Балтийский флот, судно-носитель СС-750, вошел в состав 54-й бригады специальных судов флота
02 АС-39
16811
01690
ОАО "Адмиралтейские верфи" (г.Санкт-Петербург)
1992 г.
30.10.2009
в 2009-2010 г.г. планировалось принять в 2011 г.

13.09.2011 г. подписан акт
ноябрь 2011 г. включен в состав ВМФ, 13.12.2011 г. поднят Флаг ВМФ
Балтийский флот



Источники:
Буриличев А., начальник главного управления глубоководных исследований Монобороны России, вице-адмирал. Интервью 24.09.2011 г. на радио "Эхо Москвы".
Министерство обороны России. Сайт http://www.mil.ru, 2011 г.
Россия успешно испытала глубоководный аппарат "Консул". // Взгляд. 04.07.2011 г.
Самко Ю.Г. Подводные аппараты ВМФ СССР и России. // Тайфун №3 / 1999 г.
Штурм глубины. Сайт http://deepstorm.ru, 2011 г.
Balancer.ru - материалы форума http://forums.airbase.ru/, 2011 г.

Каталог

Последние комментарии

Gogs Wrote:Первая и третья фотки в данный момент-это "Русь". Сигнальный огонь в...
Anonymous 2011-12-06 20:16
Точно... Вспомнил.... исправляюсь... Спасибо!!!(готово)
DIMMI 2011-10-12 20:14
Первая и третья фотки в данный момент-это "Русь". Сигнальный огонь в передней части...
Gogs 2011-10-12 19:26