Тайфун (проект) | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Тайфун (проект)

Автор: DIMMI
Создана: 20.09.2010 22:06:12
Изменена: 23.09.2010 20:47:20
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Баллистические ракеты малой дальности / Тайфун (проект) /

ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Тайфун", ракеты "Тайфун", "Тайфун-1",
"Тайфун-III", "Тайфун-IV"
 
Проект ракетного противолодочного комплекса (РПК) с баллистической ракетой и ядерной глубинной бомбой в качестве БЧ. Разработан НИИ-1 ГКОТ (головной разработчик) по Постановлениям ЦК КПСС и СМ СССР от 20 июня 1958 г. Главный конструктор комплекса Н.П.Мазуров. После прихода в НИИ-1 А.Д.Надирадзе (с 16 мая 1958 г. начальник СКБ и помошник заместителя директора по НИР  и ОКР) предложено создание облегченного варианта ракеты "Тайфун" - ракеты "Тайфун-1". 12-15 мая 1959 г. состоялся НТС при СКБ-221 (разработчик пусковых установок комплекса) на котором был принят аванпроект ПУ Бр-222-VI и ТЗМ Бр-223. Позже в Москве НИИ-1 защищался предэскизный проект комплекса и ракет.

Защита предэскизных проектов комплекса и ракет проходила 9 июня 1959 г. в 1-м Управлении ГКОТ. Руководитель КБ-25 (ныне - Всероссийскии научно-исследовательский институт автоматики им. Н.Л. Духова) Духов Н.Л. (разработчики БЧ) выступил против использования ядерных глубинных бомб в качестве БЧ комплекса т.к. применение спецзаряда с использованием ПУ и ракеты «Тайфун» небезопасно для обеих воюющих сторон. После рассмотрения наработок по комплексу разработка полностью прекращена в 1959 г.


Стационарная ПУ Бр-219-1 с ракетой "Тайфун" комплекса "Тайфун" (Рябец А.Ф., Несостоявшийся "Тайфун". // Техника и вооружение. 2010 г.)

Система управления и наведение - согласно ТТЗ на ОКР целеуказание комплексам "Тайфун" предполагалось выдавать с помощью стационарной гидроакустической линии "Ухта". Система управления ракеты либо отсутствовала (неуправляемая ракета) либо инерциальная.

Пусковая установка - несколько вариантов стационарных и мобильных ПУ берегового базирования разрабатывались СКБ-221 (будущее ЦКБ "Титан" завода "Баррикады", г.Волгоград), главный конструктор Г.И.Сергеев.

Бр-219 - шахтная ПУ - по теме НИР КМ-3-340-58 «Создание береговой реактивной системы с глубинными бомбами со спецзарядом» прорабатывался вариант шахтного базирования комплекса (1958 г.). Непосредственная разработка велась отделом №6 СКБ-221 группой B.C.Романенкова под руководством В.И.Хейфеца. В отчете о выполнении НИР оговаривалась возможность создания шахтного варианта наземного комплекса (с целью скрытого нанесения атомного удара). Из-за стоимости и сложности строительства шахтный вариант комплекса отклонен головным разработчиком - НИИ-1 ГКОТ. К концу 1958 г. главный конструктор СКБ-221 Г.И.Сергеев  в шахтном комплексе предложил горизонтальное расположение шахты ПУ. Данный вариант ПУ рассматривался при разработке комплекса к концу 1958 г. как запасной. Элементы шахтного комплекса:
- ТЗМ Бр-221 на шасси ЗИЛ-131 (разработчик - Г.М.Беляев);
- Тележка для траспортировки ракеты (разработчик - Н.К.Смольяков) - скорость подъема 0,02 м/с, скорость передвижения 0,33 м/с;
- ПУ - разработчики - В.П.Царев, Ю.Н.Мацапура, Ф.Я.Ларин, Н.И.Еланский, В.Г.Сорокин, И.С.Ефимов;
- Механизм передвижения крыш (разработчик - В.К.Солошенко), масса - 40000 кг, время открывания - 25 с.
Длина шахты - 75 м
Ширина максимальная - 18 м

Бр-219-1 - стационарная ПУ тумбового типа для ракет "Тайфун". Вариант ПУ БР-219-1 предложен СКБ-221 в июле 1958 г. с учетом опыта ЦНИИ-34 (МАЦКБ, в настоящее время - КБСМ), создавшем стартовые установки для ВМФ: СМ-59, СМ-59-1, СМ-59-1А для запуска крылатых ракет типа КСЩ и СМ-64 для запуска ЗУР В-750. Главный конструктор Бр-219-1 - Ю.Н. Мацапура. ПУ представляла из себя основание тумбового типа, на котором размещалась качающаяся часть и помещения для личного состава. При обсуждении проекта было отмечено, что ПУ с учетом средств заряжания получалась громоздкой и заметной. Разработка продолжена в 1959 г. с ТЗМ Бр-221 (индекс зарегистрирован 13.01.1959 г.).
Высота расположения оси цапф - более 5 м
Длина направляющей - 12 м
Длина стартового пути ракеты - 8 м
Масса ПУ - 48 т

Бр-222 - передвижная самоходная ПУ для ракет "Тайфун-1" с ТЗМ Бр-223. Разработка велась с января 1959 г. с завершением работ (по плану) к маю 1959 г. Индексы зарегистрированы 13.01.1959 г.
- вариант 1 - ПУ на базе 3-осного колесного прицепа к тягачу МАЗ-537Б, разработчик - В.П.Царев.
- вариант 2 - ПУ на базе 3-осного колесного прицепа к тягачу АТ-Т, разработчик - Ю.Н. Мацапура.
Уравновешивающий механизм (разработчик - Ф.Я.Ларин)
Автоматический досылатель (разработчик - В.Г.Сорокин)
Длина направляющей - 10 м
Масса качающейся части (разработчик - И.С.Ефимов) - 4800 кг

ТЗМ Бр-223 - транспортно-заряжающая машина к ПУ Бр-222, разработчик - О.П.Медведев. Шасси - прицеп МАЗ-5202 с платформой для одной ракеты. Транспортировка ТЗМ предполагалось колесными или гусеничными тягачами - аналогично ПУ Бр-222. Заряжание ПУ могло производиться с помощью поворота платформы при разных курсовых углах ПУ и ТЗМ.
Высота подъема платформы - 800 мм
Усилие на рукоятке подъемного механизма - 27 кг
Время поворота платформы - 5 мин
Время подъема платформы до уровня ПУ - 1 мин
Общее время заряжания ПУ - 15 мин


Загрузка ПУ Бр-222 с ТЗМ Бр-223 (Рябец А.Ф., Несостоявшийся "Тайфун". // Техника и вооружение. 2010 г.)

Бр-222-I - вариант самоходной ПУ для ракеты "Тайфун". Разработчик - Н.К.Смольяков. Шасси - ХЗТМ "Объект 408". Возможности шасси не соответствовали массе ракеты комплекса.

Бр-222-II - вариант самоходной ПУ для ракеты "Тайфун". Разработчик - Н.К.Смольяков. Шасси - "Объект 273" КБ-2 Ленинградского завода им. Кирова (транспортер 2Т1 для самодвижущего 420-мм миномета 2Б1 «Ока»). Возможности шасси не соответствовали массе ракеты комплекса.

Бр-222-III - вариант самоходной ПУ для ракеты "Тайфун-IV". Разработчик - Н.К.Смольяков. Шасси - ХЗТМ "Объект 408". Пусковая установка позволяла производить пуск в любом направлении. Возможности шасси не соответствовали массе ракеты комплекса.


Варианты самоходных ПУ Бр-222 (Рябец А.Ф., Несостоявшийся "Тайфун". // Техника и вооружение. 2010 г.)

Бр-222-IV - вариант самоходной ПУ для ракеты "Тайфун-III". Разработчик - Н.К.Смольяков. Шасси - колесное - МАЗ-537Б. Возможности шасси не соответствовали массе ракеты комплекса.


Колесная ПУ Бр-222-IV комплекса "Тайфун" (Рябец А.Ф., Несостоявшийся "Тайфун". // Техника и вооружение. 2010 г.)

Бр-222-V - вариант самоходной ПУ для ракеты "Тайфун-III". Разработчик - Ю.Н. Мацапура. Шасси - колесное - МАЗ-529В. Возможности шасси не соответствовали массе ракеты комплекса.

Бр-222-VI - вариант 4-осного прицепа-ПУ ракеты "Тайфун-II" (название условное, в первоисточнике не упоминается) с тягачем МАЗ-537Б. В походном положении ракета размещалась сдвинутой вперед по ходу, на стартовой позиции ракета сдвигалась на 2 м назад (для обеспечения устойчивости при пуске).


Варианты самоходных ПУ Бр-222 (Рябец А.Ф., Несостоявшийся "Тайфун". // Техника и вооружение. 2010 г.)

  Бр-222 Бр-222 Бр-222-I Бр-222-II Бр-222-III Бр-222-IV Бр-222-V Бр-222-VI
Тип шасси колесное, прицеп гусеничное, прицеп гусеничное гусеничное гусеничное колесное колесное колесное, прицеп
Модель МАЗ-537Б АТ-Т Объект 408 Объект 273 Объект 408 МАЗ-537Б МАЗ-529В МАЗ-537Б
Ракета "Тайфун-1" "Тайфун-1" "Тайфун" "Тайфун" "Тайфун-IV" "Тайфун-III" "Тайфун-III" "Тайфун-II"
Масса установки (кг) 28000 28000 45560 59500 40100 40100    
Масса транспортера (кг)     22000 35000 22000 21000    
Масса артчасти (кг)     14500   13100 13600 20500 21000
Масса электр. оборудования (кг)     1000   500 500 500 750
Углы продольной устойчивости при подъеме 38 град 38 град 60 град 63 град 55 град 55 град   37 град
Углы продольной устойчивости при спуске 53 град 53 град           59 град
Углы поперечной устойчивости без учета ветра 26 град 26 град 45 град 50 град 45 град 50 град   27 град
Углы поперечной устойчивости с учетом ветра 15.5 град 15.5 град           16.5 град
Предельные рабочие углы вертикального наведения 40-80 град 40-80 град 40-80 град 40-80 град 40-80 град 40-80 град 40-80 град 0-80 град
Предельные рабочие углы горизонтального наведения +- 8 град +- 8 град +- 90 град +- 90 град +- 90 град +- 90 град +- 90 град +- 90 град
Скорость по шоссе максимальная (км/ч) 60   35,2 35 35,5 60    


12 мая 1959 г. состоялся НТС при ОКБ-221, на котором были рассмотрены все варианты ПУ комплекса «Тайфун». Одобрение получили проекты Бр-222-VI и ТЗМ Бр-223, разработанные, соответственно, Ю.Н. Мацапурой и О.П. Медведевым. Также в отчете техсовета было записано следующее: "...Аванпроект рассмотрен и составлен 2-сторонний акт от 15.05.1959 г. о выполнении темы НИР. Аванпроект отправить на заключение 1-му Управлению ГКОТ и НШ-1ГКОТ".

Ракеты "Тайфун":
  "Тайфун" "Тайфун-1" "Тайфун-II" "Тайфун-III" "Тайфун-IV"
Двигатель РДТТ РДТТ РДТТ РДТТ РДТТ
Масса 9060 кг 6000 кг 6030 кг 5500 кг 5000 кг
Дальность действия 50 км (минимальная, по ТТЗ)
150 км (максимальная, по ТТЗ)
       

Тип БЧ:
- ядерная разработки КБ-25 - согласно ТТЗ на ОКР - ядерная глубинная бомба, близкая или аналогичная БЧ комплекса РПК-1 "Вихрь" ВМФ.

- кассетная с морскими минами - к концу 1958 г. рассматривался вариант применения комплекса "Тайфун" для минирования подходов к базам ВМФ СССР.


Статус: СССР - комплекс проектировался, но не производился.

Источники:
Рябец А.Ф., Несостоявшийся "Тайфун". // Техника и вооружение. 2010 г.

Каталог