MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Открытая лекция

Открытая лекция "История создания отечественных систем ПРО"

4 марта 2015 г. в 18-00
в бизнес-инкубаторе "Дружба" (г.Томск, ул. Красноармейская 147) состоится первая в своем роде открытая лекция (вход свободный) от MilitaryRussia.Ru на тему "История создания отечественных систем ПРО".

Автор: DIMMI Создан: 27.02.2015 01:32:11 Комментариев: 0 Читать всю статью

Новости и обновления статей (2015 г.)

Анонсы свежих материалов дублируются в нашем
представительстве в LiveJournal

22.02.2015 г. - откорректирована статья по фрегату пр.22350. Статья дополнена краткой информацией по модернизированному пр.22350М.







22.02.2015 г. - откорректирована статья по проекту эсминеца "Лидер" с учетом последних новостей и вообще. Закладка корабля планируется теперь уже на 2017 г. и речь идет скорее всего о варианте корабля с атомной ЭУ.


21.02.2015 г. - замминистра обороны Юрий Борисов заявил, что некоторые элементы конструкции новой МБР "Сармат" уже собраны на Красноярском машиностроительном заводе и подтвердил, что в 2015 г. планируется начать бросковые испытания ракеты.



21.02.2015 г. - 20 февраля на ОАО "Северная верфь" в Санкт-Петербурге заложены сразу два корвета пр.20380 - "Ретивый" и "Строгий". Одновременно появилось несколько дополнений по остальным кораблям проекта и по замене германской ГЭУ на корветах  пр.20385.






18.02.2015 г. - обновлена и пополнена статья по ракетному комплексу 2К5 "Коршун" с неуправляемыми жидкостными тактическими ракетами 3Р7.




16.02.2015 г. - фото учебной стрельбы торпедным комплексом "Пакет-НК" с корвета пр.20380 добавлено в статью по "Пакет-НК".

 

 

 

 

15.02.2015 г. - новая статья на Military - проект стратегического бомбардировщика М-60Б ЭМЗ им.В.М.Мясищева.





14.02.2015 г. - состоялся успешный запуск крылатой ракеты BrahMos из установки вертикального пуска эсминца INS Kolkata пр.15А производства Индии.







Автор: DIMMI Создан: 01.01.2015 23:37:29 Комментариев: 0 Читать всю статью

Реестр Ту-22 - BLINDER / BEAUTY

ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе)
Реестр Ту-22 - BLINDER / BEAUTY
Основная статья по Ту-22
 
Особая благодарность пользователю "Аркан" сайта http://aviaforum.ru/ за вклад в сбор информации по самолетам Ту-22 - именно эти материалы легли в основу данной статьи.
 

Самолет 105 серийный №01-00 - первый прототип Ту-22 (http://aviadejavu.ru, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 10.01.2015 01:50:07 Комментариев: 1 Читать всю статью

Комплекс / система С-500

ДАННЫЕ НА 2014 г. (стандартное пополнение)
НИР "Самодержец", НИР "Властелин-ТП"
Система С-500 "Прометей" / 55Р6М "Триумфатор-М", комплекс 98Ж6М1
Система С-1000


Зенитный ракетный комплекс большой дальности / зенитная ракетная система ПВО и ПРО. Разработка системы ведется ГСКБ концерна ПВО "Алмаз-Антей". В 2002 г. в НПО "Алмаз" подготовлена инженерная записка о создании ЗРС 5-го поколения, обозначены основные ТТХ системы. Проработки облика ЗРС начаты в 2003 г. В 2004 г. начато эскизное проектирование ЗРС С-500. В 2005 г. НПО "Алмаз" в рамках Гособоронзаказа на 2005 г. выполнены работы по составной части НИР "Властелин" и работы по НИР "Самодержец-А-А".

В 2006 г. решением НТС ВПК при Совмине России и советом директоров концерна ПВО "Алмаз-Антей" предложено определить ГСКБ концерна ПВО головным по разработке зенитной ракетной системы ПВО-ПРО 5-го поколения. 27 февраля  2007 г. НТС ВПК при Правительстве России утвердил ГСКБ головным разработчиком Единой Системы Зенитного Ракетного Оружия, включающей в себя в качестве одного из компонентов ЗРС С-500.

В 2008 г. выполняется 4-й этап НИР "Властелин-ТП", ведутся работы по аванпроекту изделия 97Л6 НИР "Властелин-ТП". В 2009 г. объявлено о разработке ЗРС С-500 в СМИ, а так же ведется разработка рабочей конструкторской документации по ЗРС С-500. В 2010 г. проведено макетирование компонентов ЗРС - изделий 77Т6, 77Н6-Н и 77Н6-Н1, создан МИМС (макет) основного компонента системы - ЗРК 98Ж6М1, отработано программное обеспечение.

Наименование системы ПРО С-500 "Прометей" впервые упомянуто в СМИ в апреле 2012 г. Возможно не соответствует действительности. Так же в апреле 2012 г. появилась информация о планируемом на 2012 г. начале строительства в Нижнем Новгороде завода концерна ПВО "Алмаз-Антей" для производства компонентов системы ПРО С-500. Завершение строительства завода ожидается в 2015 г., а производство систем С-500 планируют начать в 2014-2015 г.г. (ист. - Михалев А.)


Пусковая установка 77П6 на шасси БАЗ-69096 из состава ЗРС С-500 (обработанный рисунок с плаката с показа бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г., репродукция - Muxel, http://fotki.yandex.ru/users/mx118).
Автор: DIMMI Создан: 20.07.2010 02:23:31 Комментариев: 174 Читать всю статью

Перспективный эсминец / НИР Лидер

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Перспективный эсминец / НИР-ОКР "Лидер"

Проект перспективного эсминца океанской зоны. Разработка проекта ведется Северным ПКБ (г.Санкт-Петербург, с 2012 г. как минимум, источник). Проработки вариантов перспективных эсминцев велись Северным ПКБ фактически с конца 1980-х годов под разными номерами проектов и под меняющиеся с годами тактико-технические требования. Вероятно, научное сопровождение проекта осуществляет ЦНИИ им.Крылова (г.Санкт-Петербург).

19.06.2009 г. ИТАР-ТАСС сообщает, что до конца 2009 г. планируется провести конкурс на выбор разработчика проекта перспективного эсминца для ВМФ России, а уже 26 июня того же года Главком ВМФ России В.Высоцкий заяляет, что уже в 2012 г. начнется строительство эсминцев нового проекта. 1 февраля 2012 г. Главком ВМФ В.Высоцкий заявляет, что в 2012 г. будет определен технический облик эсминца такого класса. 25 июня 2012 г. глава ОСК Роман Троценко заявляет СМИ, что проектирование перспективного эсминца уже ведется Северным ПКБ (г.Санкт-Петербург), и, что корабль будет оснащен элементами противоракетной и противокосмической обороны. Согласно годовому отчету Северного ПКБ за 2012 г. в течение года работы по ОКР "Лидер" составили 5% товарного выпуска компании.

26 февраля 2013 г. РИА "Новости" опубликовало информацию о том, что для разработки аванпроекта по созданию нового эсминца объявлен конкурс на проведение НИР "Лидер", финансирование которой включено в Гособоронзаказ на 2013 год. Срок окончания НИР - конец 2013 г. В конкурсе на создание аванпроекта корабля наверняка будет участвовать Северное ПКБ, остальные участники конкурса неизвестны. После подведения итогов конкурса аванпроектов, в 2014 г. планируется проведение ОКР, а строительство головного корабля пока планируют начать в 2016 г. (источник). 11.09.2013 г.  и 26.12.2013 г. Главком ВМФ России Виктор Чирков при посещении Северного ПКБ знакомился с ходом работ по проектированию эсминца.

В начале 2015 г. продолжается разработка эскизного проекта эсминца (источник). 20.02.2015 г. Главком ВМФ заявил, что идут проектно-конструкторские работы по эминцу с атомной ЭУ.

Наш прогноз (28.09.2013 г.): с большой вероятностью закладка корабля состоится по плану - в 2016 г., но реальное строительство начнется в 2017-2018 г.г. или даже после 2020 г. - это обусловлено текущими тенденциями по фининсированию крупных проектов в строительстве ВМФ, а так же неготовностью многих компонентов оборудования и систем вооружения будущего корабля.


Предположительный вид одного из вариантов проекта перспективного эсминца для ВМФ России - НИР "Лидер" (http://militaryrussia.ru, версия от 26.07.2014 г., кликабельно).
Автор: DIMMI Создан: 01.02.2012 22:46:21 Комментариев: 105 Читать всю статью

пр.22350 - ADMIRAL GORSHKOV

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.22350 - ADMIRAL GORSHKOV
"Адмирал флота Советского Союза Горшков"
"Адмирал флота Касатонов"
"Адмирал Головко"
"Адмирал флота Советского Союза Исаков"

Сторожевой корабль (СКР) дальней морской зоны / фрегат. Проект разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 г. (дата утверждения эскизного проекта). Конкурс на строительство серии СКР объявлен ВМФ 28 февраля 2005 г. В конкурсе приняли участие судостроительные предприятия «Северная верфь», «Прибалтийский завод  „Янтарь“» и ПО "Севмаш". Заявку на участие в конкурсе подавал так же и «Балтийский завод», но 11 апреля 2005 г. группа ИСТ, владеющая «Балтийским заводом», и «Объединённая промышленная компания», контролирующая «Северную верфь», подписали Соглашение «О совместной реализации проектов в сфере военного судостроения», согласно которому все оборонные заказы концентрировались на «Северной верфи». Изначально планировалась постройка серии в 20 кораблей в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 г. в СМИ называлась цифра в 10-12 кораблей пр.22350. В рамках Госпрограммы закупки вооружений до 2020 г. 17.03.2011 г. "Северная верфь" и Министерство обороны России подписали контракт на строительство 4 кораблей проекта (впридачу к двум уже строящимся). Кроме того ССЗ "Северная верфь" признан единственным поставщиком СКР пр.22350 для ВМФ России.

Контракт на строительство головного корабля проекта подписан с ССЗ "Северная верфь"  21 октября 2005 г. Корабль "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (заводской №921) заложен на "Северной верфи" 1 февраля 2006 г., спущен на воду 29 октября 2010 г. Корабль планировалось сдать ВМФ России еще в 2011 г. (планы начала 2010 г.), но уже в 2011 г. как вероятная дата передачи корабля ВМФ называется ноябрь 2012 г. Первый серийный корабль проекта "Адмирал флота Касатонов" заложен там же 26.11.2009 г., спуск корабля на воду планируется на 2012 г.

Выход на ходовые испытания головного корабля проекта "Адмирал флота Советского Союза Горшков" согласно сентябрьским заявлениям СМИ ожидается к конце ноября 2012 г., что кажется сомнительным, исходя из фактического состояния корабля. Так же, данное сообщение СМИ было опровергнуто представителем ОСК в начале ноября 2012 г. о том, что в ноябре 2012 г. на корабле начнутся швартовые испытания, а первый выход в море планируется на 2013 г. Позже, 19 ноября 2012 г. генеральный директор ССЗ "Северная верфь" Александр Ушаков заявил СМИ, что "в текущем году мы намерены завершить затяжку кабельных трасс, на март 2013 года намечены вселение экипажа и начало швартовых испытаний, чтобы в четвертом квартале 2013 г. выйти на заводские ходовые испытания".

В октябре 2012 г. появилась информация о прекращении летом 2012 г. разработки артиллерийской установки А-192М "Армата". Позже, в середине ноября 2012 г., стало известно, что начата разработка артиллерийской установки калибра 130 мм по ОКР "Картаун". По состоянию на конец марта 2013 г. второй корабль проекта (заводской №922) готовится к установке валолиний и винтов, и, возможно, летом будет спущен на воду.


Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350, выход на заводские ходовые испытания, 22.11.2014 г. (фото из архива Curious, http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 01.12.2011 17:09:15 Комментариев: 30 Читать всю статью

пр.12700 Александрит

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.12700 "Александрит"
БТ-730 "Александр Обухов"

Базовый тральщик. Разработка проекта начата в 2002 г.  ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург), главный конструктор - О.К.Коробков.  Предназначен для защиты акватории морских баз. Головной корабль заводской №521 заложен на Средне-Невском ССЗ 22.09.2011 г. Спуск корабля на воду планировался в 2012 г., но в итоге состоялся лишь 27 июня 2014 г.

Ввод корабля в строй планировался на 2013 г., По состоянию на январь 2014 г. согласно информации СМИ и испытания и сдача корабля Флоту произойдут в 2015 г. 18 февраля 2015 г. сообщается, что тральщик приступил к швартовным испытаниям.



Спуск на воду базового тральщика "Александр Обухов" пр.12700 (зав.№521). ОАО "Средне-Невский судостроительный завод", г. Санкт-Петербург, 27.06.2014 г. (кадр видео, http://itar-tass.com).
Автор: DIMMI Создан: 18.01.2014 23:32:35 Комментариев: 7 Читать всю статью

Ту-22 BLINDER / BEAUTY

ДАННЫЕ НА 2015 г. (в работе)
Ту-22 - BLINDER-A,B,C,D,E,F,G (ранее - BEAUTY)
Реестр Ту-22
 
Средний бомбардировщик.  Работа над самолетом (НИОКР) началась после Постановления Совмина СССР от 10 августа 1954 г. Главный конструктор - Д.Марков. Предварительно велись работы по проектам 98 (Ту-98), 105 (прототип Ту-22,  эскизный проект закончен осенью  1954  г.)  и  108 (межконтинентальный сверхзвуковой носитель с треугольным крылом, НИОКР - 1956 г.). На прототипе 105 (Ту-105) шасси убирались в фюзеляж. В конце 1954 г.  начались продувки моделей Ту-105 в ЦАГИ. Проектирование в полном объеме началось в 1955 г.  Построен в декабре 1957 г. Первый полет прототипа Ту-105 (изделие 105,  самолет "Ю") - 21  июня 1958  г.  (пилот Ю.Алашеев,  штурман-оператор И.Е.Гавриленко,  стрелок-радист К.А.Щербаков).  Апрель 1958 г.  - начало работ по проекту 105А в двух вариантах (с двигателями ВД-7М и НК-6). Начало серийного производства на Казанском авиазаводе - август 1959  г. Первый  полет  105А (Ту-22) - 7 сентября 1959 г.  (пилот - Ю.Алашеев, штурман - И.Гавриленко,  оператор - К.Щербаков).  После катастрофы 21 декабря 1959 г. на  серийном  заводе отказались от рулей высоты в пользу цельноповоротного стабилизатора.  Первый полет серийного Ту-22Б №201 - 2 сентября 1960 г. (пилот В.Р.Ковалев, штурман-оператор В.С.Паспортников, стрелок-радист К.А.Щербаков).  Принятие на вооружение - 1960-62 г.г. (Ту-22Б - первая серийная модификация,  всего построено 10 шт.  - на вооружении не состоял).  В строевые части ВВС поступает с 1962 г.  В декабре 1969 году производство Ту-22 прекращено, всего серийно произведено более 311 экземпляров Ту-22.
 

Ту-22КД, борт №52 красный (фото - Казеннова Е.Ю., http://www.forumavia.ru).
Автор: DIMMI Создан: 30.08.2009 13:33:12 Комментариев: 17 Читать всю статью

Перспективная тяжелая МБР РС-28 / ОКР Сармат - SS-X-30 (проект)

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Перспективная тяжелая МБР РС-28 / ОКР "Сармат" - SS-X-30


Перспективная тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета. Разработка МБР задана не позже июня 2009 г. (согласно интервью  командующего РСВН Н.Соловцова, 10.06.2009 г.) и планируется создать ракету к концу 2016 г. (источник - командующий РВСН А.Швайченко, 16.12.2009 г.). Цель создания новой тяжелой ракеты - замена в составе РВСН МБР РС-20 / Р-36 / SS-18 SATAN. Разработка МБР ведется ГРЦ им.Макеева (г. Миасс, головной разработчик) при участии НПО Машиностроения (г.Реутов, ист. - Есин В., 2012 г., лента.ру), а так же возможно при участии КБ "Южное" (г.Днепропетровск, Украина, наша гипотеза). Возможно, ранние проработки варианта МБР велись ГРЦ им.Макеева до 2005 г. (источник). Согласно сообщению РИА "Новости" от 08 мая 2012 г. создание МБР ведется НПО Машиностроения и будет завершено не ранее 2022 г.

Проектирование. Согласно отрывочным сведениям в конце 2010 - начале 2011 г.г. планировалось рассмотреть эскизный (?) проект комплекса и принять решание о дальнейшей разработке МБР. Техническое задание на разработку МБР утверждено в 2011 г.  (ист. - Есин В., 2012 г., лента.ру). Разработка технического задания на ОКР "Сармат" по перспективному ракетному комплексу с жидкостной МБР велась при участии ЦНИИ №4 Министерства обороны России (источник). В 2011 г. ОАО "Авангард" приступило к разработке директивной технологии и технико-экономическому обоснованию изготовления корпуса ТПК ракеты (источник) - эти работы планируется завершить в 2012 г. Разработка материалов для эскизного проекта бортовой аппаратуры по ОКР "Сармат" в части макетирования узлов измерителей угловой скорости на основе волнового твердотельного гироскопа и изготовление шести макетных образцов ВТГ планировалось НПЦ автоматики и приборостроения на январь-апрель 2012 г. (источник). Согласно сообщению источника 22 сентября 2012 г. "завершился большой (научно-технический) совет по новой тяжелой ракете". На совете были представлены все разработчики, до 2-3 уровня. 19 октября 2012 г. ИА "Интерфакс" сообщило, что "в начале октября министерство обороны в целом одобрило эскизный проект новой тяжелой МБР, но с учетом целого ряда замечаний и пожеланий, которые разработчики должны иметь в виду в ходе дальнейшего проектирования, которое уже началось".
31 мая 2014 г. заместитель министра обороны Юрий Борисов заявил, что работы по созданию тяжелой МБР идут по плану и что новая ракета "может летать через Северный и через Южный полюс" (источник).

Производство МБР планируется кооперацией предприятий сформированной ГРЦ им.В.Макеева - т.е. Красноярским машиностроительным и др.заводами (В.Есин, в т.ч. 2012 г.). 18 июня 2013 г. РИА "Новости" сообщают, что строительство натурного образца ракеты начнется в 2014 г. 29 января 2015 г. (источник) сообщается о планах на проведение в 2015 г. бросковых испытаний, видимо, макета ракеты с последующим началом в 2016-2017 г.г. летных испытаний ракеты. 21 февраля 2015 г. сообщается, что на Красноярском машиностроительном заводе уже изготовлены первые элементы конструкции новой ракеты. Вероятно, именно там и будет вестись серийное производство РС-28.

Наименование "SS-X-30" - условное.


Гипотетическое изображение раннего варианта проекта МБР разработки ГРЦ им.Макеева,
который мог лечь в основу ОКР "Сармат", опубликовано в 2005 г. (источник).

Автор: DIMMI Создан: 17.12.2010 18:48:26 Комментариев: 223 Читать всю статью

пр.20380 - STEREGUSHCHY

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.20380 "Корвет-1" - STEREGUSHCHY
"Стерегущий" 
"Сообразительный"
"Бойкий"
"Совершенный"

"Стойкий"
"Громкий"
"Ретивый"
"Строгий"       


 

Cторожевой корабль 2-го ранга ближней морской зоны (СКР) / корвет. Проект корабля разработан ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург) по конкурсу, который проводился командованием ВМФ России на создание простого и недорогого корабля подобного класса. Главный конструктор проекта - Игорь Николаевич Иванов. Научное сопровождение проекта 20380 осуществлялось 1-м ЦНИИ Министерства обороны России. Разработка технического проекта завершена в начале 2001 г.

Головной корабль проекта зав.№1001 "Стерегущий" заложен на ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) 21.12.2001 г., спущен на воду 14.05.2006 г. и принят ВМФ России (Балтийский флот) 27.02.2008 г. (14.11.2007 г. по др.данным). 21 декабря 2011 г. Правительством России принято Постановление №1080-31 о назначении "Северной верфи" единственным поставщиком дополнительной серии в 9 корветов пр.20385 / 20380М. По планам 2011 г. предполагалась вообще постройка серии в 20 корветов проекта. Первый серийный СКР пр.20380 принят ВМФ России 14.10.2011 г. По умолчанию данные СКР пр.20380. На официальном сайте ЦМКБ "Алмаз" проект корвета 20380 носит наименование "Тигр", а на сайте "Северной верфи" указано, что пр.20382 "Тигр" является экспортным вариантов корвета пр.20380.

Всего построено и в строительстве (на середину 2013 г.) 6 кораблей проекта. Далее планируется строительство только корветов пр.20385.


Корвет "Стойкий" - третий серийный корвет пр.20380 на испытаниях в Балтийске, 11.04.2014 г. (фото - Виталий Спирин, http://www.nordsy.spb.ru).
Автор: DIMMI Создан: 13.02.2011 15:58:53 Комментариев: 65 Читать всю статью

пр.20385 - GREMYASHCHY

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
пр.20385 - GREMYASHCHY
"Гремящий"
"Проворный"





Cторожевой корабль 2-го ранга ближней морской зоны (СКР) / корвет. Проект корабля разработан на базе СРК пр.20380 ЦМКБ "Алмаз" (г.Санкт-Петербург). Главный конструктор проекта - Игорь Николаевич Иванов.

Контракт на строительство головного корабля №253/05/2/К/0546-06 подписан Министерством обороны России 27.03.2006 г. (на поставку корвета пр.20385 зав. №1005). Головной корабль проекта зав.№1005 "Гремящий" заложен на ССЗ "Северная верфь" (г.Санкт-Петербург) 01.02.2012 г., спуск на воду планируется в 2014 г. Первый серийный корвет - "Проворный" - заложен 25.07.2013 г. В марте 2011 г. сообщалось, что заключен контракт на строительство 9-11 кораблей проекта. Всего (по состоянию на июль 2013 г.) планируется постройка 10 корветов проекта до 2020 г.

В некоторых западных источниках считается отдельным типом кораблей (GREMYASHCHY class).


Модель одного из вариантов компоновки корвета пр.20385, салон МВМС-2011, стенд концерна "Гранит-Электрон" (фото - А.В.Карпенко, http://bastion-karpenko.narod.ru).
Автор: DIMMI Создан: 25.07.2013 23:47:15 Комментариев: 6 Читать всю статью

2К5 Коршун, ракета 3Р7

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К5 "Коршун", ракета 3Р7
 
Тактическая ракета. Проектирование жидкостной тактической ракеты для залповой стрельбы начато в 1952 г. ОКБ-3 НИИ-88 (Подлипки, Московская область), главный конструктор Д.Д Севрук. В 1953 г. работы по теме получили официальный статус – 19 сентября вышло Постановление Совмина СССР № 2469-1022 о разработке реактивной системы «Коршун». Комплекс 2К5 «Коршун» с жидкостными неуправляемыми ракетами 3Р7 предназначался, в первую очередь, для создания коридоров в обороне противника для наступающих танков. Предполагалось вести огонь с подвижных автомобильных установок одновременно 2-мя, 3-мя дивизионами на дальность до 55 км.

Испытания ракет проводились начиная с июля 1954 г. с пускового стенда. Подготовка к серийному производству на заводе "Ижмаш" (г.Ижевск) начата в 1956 г. Серийное производство комплекса начато в 1957 г. Комплекс находился в опытной эксплуатации в ВС СССР. Ракета имела низкую точность и высокую аварийность при отрицательных температурах воздуха (взрывалась, Гринберг В.Н.).

Машины комплекса неоднократно участвовали в Парадах на Красной площади в Москве с 1957 г. Производство прекращено после изготовления небольшой партии комплексов по Постановлениям Совмина СССР № 2399-рс от 26.08.1959 г. и № 135-48 от 05.02.1960г.

Отдельная благодарность за помощь в обобщении данных по ракетам "Коршун" пользователю форума Militaryrussia.ru "dimon-13".
 


Пусковые установки комплекса 2К5 "Коршун" на параде на Красной площади в Москве, 1 мая 1960 г. (фото из архива Доктора, http://russianarms.ru).

Автор: DIMMI Создан: 17.04.2009 00:24:32 Комментариев: 20 Читать всю статью

Комплекс Пакет-НК

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "Пакет-НК" / "Пакет-Э/НК"
Торпеда МТТ
Противоторпеда М-15


Малогабаритный противолодочный и противоторпедный комплекс надводных кораблей с тепловой торпедой МТТ и реактивной противоторпедой М-15. Торпеда и противоторпеда комплекса разрабатывались на конкурсных началах в ЦНИИ "Гидроприбор" и в ГНПП "Регион".  В итоге в состав комплекса включены торпеда разработки ГНПП "Регион" совместно с НИИ Мортеплотехники, противоторпеда разработки ГНПП "Регион". Испытания комплекса с пусковой установкой вероятно начаты в 2006 г. в ходе швартовых испытаний корвета пр.20380 "Стерегущий". По состоянию на 2009-2010 г.г. на вооружение ВМФ России для кораблей небольшого водоизмещения принят комплекс "Пакет-НК" разработки ГНПП "Регион".

При разработке средств комплекса использован опыт создания реактивных авиационных торпед АПР-1, АПР-2 и АПР-3. Комплекс обеспечивает противолодочную оборону кораблей в ближней зоне и уничтожение торпед, атакующих корабль. В состав комплекса входят система управления "Пакет" / "Пакет-Э", поворотные или стационарные пусковые установки - торпедные аппараты, специализированная ГАС целеуказания "Пакет-А" / "Пакет-АЭ", модули боевых средств на пусковых установках и средства поражения - тепловая торпеда МТТ (малогабаритная тепловая торпеда) и противоторпеда М-15 / АТЭ. В статье подробно рассматриваются средства комплекса и противоторпеда М-15. По торпеде существует отдельная статья - МТТ.


Пуск торпеды МТТ комплекса "Пакет-НК" с СКР "Стерегущий" пр.20380, осень 2010 г. по одним и 2006 г. по др.данным (http://forums.airbase.ru).

Автор: DIMMI Создан: 16.02.2011 12:38:04 Комментариев: 8 Читать всю статью

М-60Б (проект)

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
М-60Б (проект)
 
Проект стратегического бомбардировщика. Разработка концепции многоцелевого высотного дозвукового самолета (МВДС) начата в инициативном порядке КБ ЭМЗ им. В,М,Мясищева в 1979 г. Главный конструктор - М.А.Гурьянов (с 1994 г. по 1997 г., до того руководитель темы НИР), заместитель - Б.М.Морковкин. 26 февраля 1986 г. выходит указание министра авиационной промышленности И.С.Силаева о проведении НИОКР по МВДС. В мае 1985 г. на ЭМЗ начинается тема "Теоретические, проектные и экспериментальные исследования по созданию широкофюзеляжного самолета" (шифр "60"). В начале 1986 г. оформлено и представлено в МАП СССР техническое предложение на создание МВДС двойного назначения. 11 мая 1986 г. выходит приказ МАП СССР №1114 о проведении НИР по теме "60". В конце 1989 г. заключается договор между ЭМЗ и МАП СССР на разработку аванпроекта МВДС двойного назначения. 15 мая 1991 г. материалы аванпроекта по гражданскому варианту самолета рассмотрены руководством МАП СССР, которое приняло решение о подготовке ТЗ на разработку самолета. В июле 1991 г. материалы аванпроекта представлены комиссии военного Заказчика, которая одобрела представленные материалы и рекомендовала разработать эскизный проект самолета. В октябре 1991 г. подписан договор на разработку эскизного проекта М-60.

По состоянию на ноябрь 1998 г. ЭМЗ им.В.М.Мясищева  с проектом самолета М-60Б принимает участие в конкурсе ВВС России на разработку самолета стратегической авиации (источник). Планировалось, что победитель будет объявлен в 1999 г., но в итоге были только сформулированы требования к Перспективному Авиационному Комплексу Дальней Авиации (ПАК ДА). Кроме М-60Б в конкурсе участвовали проекты ОКБ Туполева и Сухого.

Разработка проекта бомбардировщика прекращена в 2001 г.


Модель самолета М-60Б в музее ЛИИ им.Громова, февраль 2012 г. (фото - Евгений Ерохин, http://missiles2go.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 15.02.2015 16:02:40 Комментариев: 15 Читать всю статью

Комплекс БраМос / BrahMos, ракета СК310 / PJ-10

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Комплекс "БраМос" / BrahMos, ракета СК310 / BrahMos PJ-10
ОКР "Альянс"
Ракета BrahMos block I
Ракета BrahMos block II
Ракета BrahMos block III
Ракета СК-310А / BrahMos-A(авиационная)
 
Противокорабельная крылатая ракета / крылатая ракета для стрельбы по наземным целям. Аналог отечественной крылатой ракеты "Яхонт" / "Оникс" разработки НПО "Машиностроение" (ОКБ-52 В.Н.Челомея) выпускаемый и развиваемый для разных платформ совместным российско-индийским предприятием "BrahMos Aerospace Pvt. Ltd." (образовано 12.02.1998 г.). В 1999 г. начаты работы по комплексу в смежных конструкторских бюро (например, НПО "Искра"). Впервые макет ракеты показан на авиасалоне МАКС-2001. Испытания ракет BrahMos начаты не позже 2001 г., а в январе 2004 г. начато их совместное серийное производство. Ракета BrahMos морского базирования в варианте ПКР (для надводных кораблей) принята на вооружение ВМС Индии в 2006 г. Поступление в части береговой обороны Индии ракетных комплексов наземного базирования началось в 2007 г.

Планируется принять на вооружение разные варианты ракет (по базированию) - сухопутного базирования (колесный транспортер с ТПК вертикального пуска, принят на вооружение), авиационный вариант (носители - Су-30МКИ и др.самолеты ВВС Индии), комплекс для кораблей (принят на вооружение) и подводных лодок ВМС Индии. Индийская сторона занимается созданием системы управления комплекса. Часть комплектующих для ракет BrahMos производит НПО "Стрела" (г.Оренбург, производство ракет). Возможности совместного производства по состоянию на 2009 г. оцениваются в 200 ПКР в год (2005-2006 г.г. - 100 шт в год). Комплекс предлагается на экспорт. Многие характеристики идентичны характеристикам ПКР "Яхонт" / "Оникс".


Пуск ракеты BrahMos block III на полигоне Покхаран в Раджастане, 18.11.2013 г. (фото - Министерство обороны Индии via http://ria.ru).
Автор: DIMMI Создан: 05.09.2010 01:54:01 Комментариев: 52 Читать всю статью

ПАК ДА (проект)

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
ПАК ДА (проект)
 
Перспективный авиационный комплекс дальней аваиации. Программа ПАК ДА (условное наименование) ставит своей задачей создание бомбардировщика большой дальности для замены на вооружении ВВС России самолетов Ту-160Ту-95МС (по версии лета 2009 г. и ранее) и Ту-22М3 (согласно заявлениям сделанным в декабре 2009 г.). Предварительные проработки облика ПАК ДА в конструкторских бюро и формирование требований к самолету со стороны ВВС начаты в 1999 г. Подготовка к участию разных КБ в конкурсе на создание бомбардировщика пятого поколения начата в апреле 2007 г. В декабре 2007 г. объявлено о том, что ВВС России сформулировали тактико-технические требования по программе ПАК ДА (интервью главкома ВВС России Александра Зелина агентству "Интерфакс", декабрь 2007 г.).

Вероятно, в конкурсе на разработку ПАК ДА приняли участие ОКБ им.А.Н.Туполева, ОКБ им.П.О.Сухого, ОКБ им. С.В.Ильюшина и ОКБ им. В.М.Мясищева. Проект ПАК ДА ОКБ им.А.Н.Туполева по сообщениям СМИ создается на основе конструкции Ту-160. ОКБ им.П.О.Сухого с большой долей вероятности либо дорабатывает под требования конкурса ПАК ДА "объект 54С" либо разрабатывает проект с использованием наработок по теме Т-4МС (1970-е годы).

Согласно сообщению генерального директора ОАО "Туполев" И.Шевчука на выставке МАКС-2009 - контракт по программе ПАК ДА выиграло КБ им. А.Н.Туполева и в 2009 г. Министерство обороны России заключило контракт с ОАО "Туполев" на проведение НИР бомбардировщика на основе конструкции Ту-160 (при этом госфинансирование НИОКР начато в 2008 г.). 23.12.2009 г. президент компании "Туполев" Александр Бобрышев заявил, что НИР по теме ПАК ДА завершатся в 2012 г. и КБ приступит собственно к ОКР, которые завершатся в 2017 г. В 2011 г. ВНИИРА к аванпроекту ПАК ДА разработан аванпроект интеграционного комплекса БРЭО. Командование ДА ВВС России выдало ТТЗ на создание бомбардировщика 20.12.2011 г. К февралю 2012 г. НИР ПАК ДА завершена и ведется разработка аванпроекта самолета. Главный конструктор и первый заместитель директора программы перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) по состоянию на 2013 г. - Михаил Юрьевич Асеев (источник).

Данные носят предположительный характер и во многом отражают наш субъективный взгляд на проект самолета.


Гипотетическое изображение возможного варианта дозвукового ПАК ДА (образ август 2013 г., http://militaryrussia.ru).

Автор: DIMMI Создан: 15.09.2009 20:47:56 Комментариев: 138 Читать всю статью

Су-24 - FENCER

ДАННЫЕ НА 2015 г. (в основе данные за 1997 г., в работе)
Су-24 - FENCER-A, B, C
Су-24М - FENCER-D
Су-24МР - FENCER-E
Су-24МП - FENCER-F
Су-24М2 - FENCER-G


Фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла. Разработан КБ П.О.Сухого. Главный конструктор самолета - Е.С.Фельснер, ведущий конструктор темы (1993  г.)  -  Л.А.Логвинов. Разработка прототипа Т-6-2И начата  в 1966 г.  Первый полет прототип Т-6-2И совершил 17 января 1970 г.  (пилот - В.С.Ильюшин). Решение о запуске в серию принято в 1971 г. и в том же году начато производство самолетов на авиазаводе им.Чкалова в Новосибирске. Так же Су-24 выпускался Комсомольским-на-Амуре авиационным ПО. Завершение испытаний и первые поставки в ВВС - 1973 г. Официально принят на вооружение 4 февраля 1975 г. В 1983 г. прекращен выпуск Су-24. Серийное производство Су-24М и его модификаций велось там  же в 1979-1993 г.г. Всего за все годы промышленностью выпущено около 1400 Су-24 разных модификаций.

В 1974 г. председатель комитета начальников штабов ВС США адмирал Томас Мурер заявил о появлении в СССР самолета "Су-19" FENCER.
 

Фронтовой бомбардировщик Су-24М2 борт №22 белый, 2009 г. (автор фото - Александр Мишин, http://jetphotos.net).
Автор: DIMMI Создан: 30.08.2009 23:17:07 Комментариев: 30 Читать всю статью

Система Таран

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Система "Таран", комплекс и ракета УР-100


Проект стратегической системы ПРО ОКБ-52 В.Н.Челомея. Предложен Правительству СССР в инициативном порядке в августе 1961 г. с использованием универсальной ракеты УР-100 ("универсальная ракета") разработки ОКБ-52. Предполагалось осуществлять целеуказание с помощью РЛС ЦСО-П (А.Л.Минц), расположенной на ракетоопасном направлении в 500 км от Москвы в сторону Ленинграда (диапазон длины волн 30 см), а так же по данным постов ДРЛО РО-1 и РО-2 (Мурманск и Рига). Перехват должен был осуществляться путем баллистических пусков МБР УР-100 с 10 Мт ядерными БЧ в "пролонгированые" точки  возможных  траекторий  атакующих МБР. Постановление ЦК КПСС и Совмина СССР №389-140 о создании ракетного комплекса УР-100 с упрощенным шахтным стартом и ампулизированной универсальной ракетой УР-100 вышло 30 марта 1963 г. Постановлением оговаривается разработка ракеты УР-100 как в качестве баллистической ракеты для поражения наземных целей, так и для противоракетной обороны страны (ист. - Постановление). Срок начала совместных испытаний комплекса устанавливался Постановлением на 4-й квартал 1964 г. Главный конструктор системы ПРО "Таран" - А.Л.Минц.

Когда в 1964 г. академик М.В.Келдыш довел до сведения правительства, что для отражения налета 100 МБР потребуется над территорией страны взорвать 200 противоракет с ядерными боезарядами, тема "Таран" была закрыта распоряжением Н.С.Хрущева. Возрождение системы ПРО было предложено В.Н.Челомеем в ответ на СОИ в 1980-е годы, предложение не получило поддержки руководства страны. Комплекс проектировался, создавался, но не испытывался.


Принципиальная схема работы системы ПРО "Таран" (Стратегические ракетные комплексы наземного базирования. М., Военный парад 2007, 248 стр.)
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 15:28:40 Комментариев: 4 Читать всю статью

Система Сатурн

ДАННЫЕ НА 2010 г. (стандартное пополнение)
Система "Сатурн", ракета 20Д"С"
Система "Сатурн", ракета 5В21"С"

Комплекс "Призма"


Проект передвижной системы ПРО для борьбы с БРСД НИИ-648 (НИИ точных приборов Мирадиопрома СССР), главный конструктор - Н.И.Белов. Проектирование ракет - ОКБ-464 (г.Долгопрудный), главный конструктор Л.Г.Головин. Исследования возможности создания передвижного комплекса ПРО велись с 1958 г. на базе результатов работ по ЗРК С-75 и С-200. Исследовались как минимум два эскизных проекта с ракетами 20Д"С" на базе ЗУР комплекса С-75 и 5В21"С" на базе ЗУР комплекса С-200. Эскизный проект системы ПРО завершен к концу 1960 г. Работы  по комплексу не вышли за рамки НИОКР и прекращены в 1961 г. Проект мобильного варианта комплекса носил шифр "Призма". После отстранения от работы по системе и ОКБ-464 и НИИ-648 материалы проекта переданы в КБ-1 А.А.Расплетина и легли в основу создания системы ПВО и ПРО С-225.


Проекции ракет системы ПРО "Сатурн", проекты (Коровин В., Ракеты "Факела". М., МКБ "Факел", 2003 г.)
Автор: DIMMI Создан: 28.03.2010 15:06:53 Комментариев: 2 Читать всю статью

9К714 Ока - SS-23 SPIDER

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 9К714 "Ока", ракета 9М714 / ОТР-23 - SS-23 SPIDER-A
Комплекс 9К714У "Ока-У", ракета 9М714У - SS-23 SPIDER-B / KY-19
Р-400 - экспортное наименование
 
Оперативно-тактический ракетный комплекс армейского звена. В 1972 г. в связи с загруженностью Московского Института Теплотехники работами по созданию мобильной МБР "Темп-2С" по предложению министра оборонной промышленности СССР С.А.Зверева эскизный проект ОТР "Уран" передан в КБ Машиностроения (г.Коломна) и по Постановлению СМ СССР №169-57 от 19 марта 1973 г. на его базе там начаты работы по созданию ОТР "Ока". КБ Машиностроения (далее - КБМ) под руководством С.П.Непобедимого так же использовало наработки по проекту "Рота". Испытания ракеты начаты в 1976 г. на полигоне Капустин Яр, государственные испытания проводились там же в 1977-1980 г.г. На первом этапе совместных испытаний (сентябрь 1977 г. - август 1979 г.) проводились испытания ракеты как единого носителя и испытания ракеты с ядерной БЧ. На втором этапе (сентябрь 1979 - июль 1980 г.) испытывалась ракета с кассетной БЧ. Всего в ходе испытаний по разным данным произведено 26 или 31 пуск, а в период с 1977 г. по 1987 г. на полигоне Капустин Яр произведено 104 пуска ракет 9К714. Серийное производство ракет велось на Воткинском машиностроительном заводе начиная с 1976 г., СПУ и машины обеспечения - на Петропавловском заводе тяжелого машиностроения (с 1979 г. по 1987 г.).

В структуре ВС СССР комплекс предполагалось использовать в качестве высокоточного боевого элемента разведывательно-ударных (РУК) и разведывательно-огневых (РОК) комплексов. Комплекс 9К714 "Ока" принят на вооружение в 1980 г. и начал поступать в войска частично заменяя собой комплексы 9К72 SCUD-B. первой ракетной бригадой вооруженной комплксом стала 189-я ракетная бригада (п.Станьково, Белорусский ВО) сформированная на базе окружной РБР. В 1981 г. комплекс был обнаружен западными разведывательными средствами и идентифицирован как SS-23 SPIDER. В декабре 1987 г. комплекс попал под ограничения Договора о сокращении РСМД и был сокращен. Работы над модификацией "Ока-У" были прекращены в 1987 г. на стадии подготовки к серийному производству и принятию на вооружение. Наименование "ОТР-23" использовалось в документации к Договору с сокращении РСМД. По умолчанию данные базовой ракеты 9М714.
 
Особая благодарность "Пенсионеру" (http://russianarms.ru) за помощь в подготовке материалов.
 

Ракетный комплекс 9К714 "Ока" - SS-23 SPIDER. СПУ 9П71 армии Словакии с ракетой с кассетной БЧ (фото Myroslav Gyurosi, http://galerie.valka.cz, обработано).
Автор: DIMMI Создан: 30.03.2009 01:02:48 Комментариев: 107 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters