2К10 Ладога / ракета 3М2 | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

2К10 Ладога / ракета 3М2

Автор: DIMMI
Создана: 29.03.2009 00:27:50
Изменена: 20.06.2016 21:44:53
Комментариев: 0
Категории: ЗЕМЛЯ / Баллистические ракеты земля-земля / Баллистические ракеты малой дальности / 2К10 Ладога / 3М2 /

ДАННЫЕ НА 2016 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2К10 "Ладога", ракета 3М2 - 2-х ступенчатая
Комплекс 2К10 "Ладога", ракета 3М3 (?) - 1-ступенчатая
 
Фронтовая управляемая баллистическая ракета. Твердотопливная ракета с подвижным стартом разрабатывалась СКБ-172 (г.Пермь), главный конструктор М.Ю.Цирюльников.

В период с 1956 г. по 1958 г. в СКБ-172 выполнены первые научно-исследовательские работы по разработке различных вариантов конструкции оперативно-тактической ракеты с подвижным стартом с различными двигательными установками (жидкостными, твердотопливными). Впервые в отечественном ракетостроении корпус двигателя ракеты был выполнен из высокопрочной стали толщиной в 1 миллиметр, но с подмоткой из композиционных материалов Практически все последующие разработки в данной области выполнялись с максимальным использованием композиционных материалов (источник).

Разработка ракетного комплекса "Ладога" начата по постановлению Совмина СССР №189-89 от 13 февраля 1958 г. о разработке "реактивного комплекса сухопутных войск с управляемыми ракетами на твердом топливе" "Ладога" и "Онега".  Согласно постановлению Совмина СССР ракету планировалось сдать на зачетные испытания в 3-м квартале 1960 г. Изначально ракета проектировалась как двухступенчатая.

Первый этап летных испытаний проводился в 1960 г. на полигоне Капустин Яр. В ходе первых четырех пусков с работающей системой управления происходило разрушение ракеты перед окончанием работы двигателя второй ступени. В конце 1960 г. было решено отказаться от двухступенчатой схемы в пользу одной ступени. Опытная партия ракет и опытная ПУ изготовлена Петропавловским машиностроительным заводом на шасси автомобиля ЗИЛ-135Л. Бросковые испытания одноступенчатого варианта начаты в апреле 1961 г. Первые три управляемых пуска проведены в июле-сентябре 1961 г. - во всех трех пусках произошло разрушение ракеты на активном участке траектории из-за потери устойчивости и разрушения сопла двигателя. Доработка двигателя (сопла) - конец 1961 г. Опытная партия в 12 ракет с новым соплом были собаны на заводе №172 в начале 1962 г. Испытания проводились в первой половине 1962 г. - отмечено большое рассеивание, что, вероятно, было следствием неудовлетворительной работы СУ. Работы по ракете прекращены "как по неперспективному изделию" постановлением СМ СССР №231-113 от 3 марта 1962 г.
 


СПУ комплекса "Ладога" на шасси МАЗ-535Б на полигоне Капустин Яр (фото с http://www.russianarms.ru )


Пусковая установка: 
СПУ на шасси МАЗ-535Б (около 1959-1960 г.г.) - СПУ проектировалась в СКБ-1 Минского автозавода, главный конструктор Б.Л.Шапошник.
 
СПУ на гусеничном ходу - на базе ГМ-123. Вероятно, для сравнительных испытаний с колесным СПУ на шасси МАЗ-535Б.
 
 СПУ комплекса "Ладога" на базе ГМ-123 на полигоне Капустин Яр
 
СПУ для серийного комплекса планировалось создать на шасси автомобиля ЗИЛ-135Л. Опытная СПУ изготовлена Петропавловским машиностроительным заводом.
 
Транспортно-заряжающая машина - полуприцеп 2У663, буксируемый автомобилем ЗИЛ-157В. Одна ракета на ТЗМ.

 
Ракета 3М2:
Количество ступеней - 2 на первой стадии проекта, окончательный вариант - 1 ступень с доводочным двигателем.


Проекции общего вида ракеты 3М2 "Ладога" (Рябец А.Ф. Первые отечественные передвижные средства для хранения и стыковки СБЧ. // техника и вооружение. №11 / 2009 г.).

Система управления и наведение
- система управлени инерциальная, на активном участке полета используется гироскопический измеритель скорости и счетно-решающее устройство управления режимами работы. В системе управления имелись каналы угловой стабилизации и управления центром масс в боковой и вертикальной плоскостях.
Двигатель - одноступенчатый вариант - 2 х РДТТ (маршевый и доводочный), маршевый установлен стандартно, доводочный в носовой части ракеты, после достижения необходимой скорости доводочный двигатель отделялся от ракеты ( скорее всего просто прекращал работу).

Твердотопливные заряды двигателей разрабатывались НИИ-130 под руководством генерального директора Л.Н.Козлова (источник).

ТТХ ракеты:
Длина - 9500 мм
Размах крыла - 1416 мм
Диаметр корпуса - 580 мм

Масса - 3150 кг
 
Типы БЧ:
- универсальная кумулятивно-осколочная разработки НИИ-6.

- ядерная БЧ, разрабатывалась КБ-11 (ВНИИЭФ, г.Саров / Арзамас-16) под руководством С.Г.Кочарянца по постановлению СМ СССР от 20 марта 1958 г. Обслуживание БЧ предполагалось вести с помощью передвижной ракетно-технической базы 2У659 "Степь" (Бр-211), машина сборки специальной БЧ с ракетой 2У661, машина-хранилище специальных БЧ 2У662.

 
Статус: СССР - на вооружении не состояла.
1960 г. - испытания в Капустином Яру первого двухступенчатого варианта ракет.
1961 г. - выпущена первая опытная партия ракет в одноступенчатом варианте.
1962 г. - произведена для испытаний вторая опытная партия в 12 ракет.
 
Источники:
Качук Н., Чехута В., Крепя ракетно-ядерный щит Отечества. // Армия. № 1, 2, 4-6 / 2007 г. (Беларусь) 
Рябец А.Ф. Первые отечественные передвижные средства для хранения и стыковки СБЧ. // техника и вооружение. №11 / 2009 г.
Широкорад А.Б., Атомный таран ХХ века. М., Вече, 2005 г.
Russian Arms Forum. Сайт http://www.russianarms.ru, 2009 г.

Каталог

Последние комментарии

Ох ты ж... спасибо большое!!!
DIMMI 2018-05-30 19:48
Добавлю пару страниц в эту тему:
abl22 2018-05-28 23:33
По недавно полученным сведениям, одна из ступеней ракеты "Ладога" (или единственная...
PXL 2015-02-28 16:47
ок...спасибо!
DIMMI 2012-11-17 11:09
Тут у меня нарылось чуть:[ img ] [ img ] [ img ]
binladin 2012-11-17 03:28