Су-39 - FROGFOOT-B | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

Су-39 - FROGFOOT-B

Автор: DIMMI
Создана: 19.03.2009 00:50:16
Изменена: 18.03.2012 00:53:12
Комментариев: 0
Категории: ВОЗДУХ / Бомбардировщики / ударные самолеты / Средние, фронтовые и легкие ударные самолеты / Су-39 - FROGFOOT-B /

ДАННЫЕ НА 2012 г. (стандартное пополнение, в переработке)
Су-25Т / Су-25ТМ / Су-39 - FROGFOOT-B

Штурмовик / противотанковый штурмовик. Решением ВПК при Совмине СССР от 17 июня 1976 г. начаты работы по созданию новой обзорно-прицельной системы штурмовика Су-25, обеспечивающей круглосуточное поражение наземных целей и применение ПТУРС для поражения бронированной техники На начальном этапе проектированием системы руководил В.И.Богданов. В 1976-1979 г.г. в ОКБ параллельно рассматривалась возможность создания двух новых модификаций - противотанкового штурмовика Су-25Т с обзорно-прицельной системой "Шквал" и всепогодного штурмовика Су-25В с прицельно-навигационной системой (ПНС) "Барс". Позже обе разработки были объединены в одну. В 1979 г. был определен состав систем нового самолета и согласованы с заказчиком основные ТТХ.

Решение ВПК при Совмине СССР от 19 ноября 1979 г. определяло сроки постройки опытных самолетов Су-25Т / Т-8М. Проектирование самолета начато в 1980 г. В марте 1981 г. главным конструктором Т-8М назначен В.П.Бабак. К февралю 1981 г. согласованы с ВВС тактико-технические требования к самолету Т-8М. Решено использовать доработанную двигательную установку самолета Су-25 со снижением уровня ИК-излучения и увеличением тяги на чрезвычайном режиме. Предполагалась унификация планера самолета с планером Су-25УБ. Одновременно из-за требования заказчика обеспечить круглосуточное применение самолета работы по модернизации были разделены на два этапа - первый - с уже согласованным базовым составом БРЭО ПрНК-56 и второй - с изменением функционала за счет интеграции в комплекс БРЭО новых систем. В ходе реализации второго этапа в августе 1983 г. и в августа 1984 г. ВПК принимаются решения о разработке новых компонентов БРЭО - РЛС "Кинжал" и тепловизионной системы "Ход". В итоге в январе 1986 г. принимается решение ВПК о создании всепогодной круглосуточной модификации Су-25Т - самолета Су-25ТМ / Т-8ТМ с интегрированными в состав БРЭО новыми системами.

Эскизный проект завершен к ноябрю 1981 г. Решением ВПК от 14 января 1982 г. утвержден план-график работ по модернизации самолета, установлены директивные сроки выполнения работ. Защита эскизного проекта и макетная комиссия ВВС состоялись в апреле 1982 г. Рабочее проектирование завершено в 1982 г. и в начале 1983 г. на опытном производстве КБ начата постройка прототипа Т-8М-1 - первого экземпляра модификации Су-25Т - путем переделки недостроенного Т-8УБ, который создавался на базе планера Су-25 выпуска Тбилисского авиазавода. Из-за использования при строительстве Су-25Т задела по Су-25УБ строительство последнего было отложено. Сборка завершена в 1984 г. и в июне 1984 г. прототип перевезли в Раменское. Первый полет Т-8М-1 совершил в Раменском 17 августа 1984 г.,  пилот - А.Н.Исаков.


Су-39 борт №83 красный на авиабазе в Липецке, 12 августа 2005 г. (фото - sss, http://russianplanes.net/).


Су-25ТМ / Т-8М-10, борт №10 синий (рисунок Keith Fretwell, 1997 г., Мировая авиация. №104 / 2011 г.)
 
 
Для ускорения испытаний нового самолета принято реение построить еще два опытных экземпляра Су-25Т / Т-8М, которые были собраны так же из задела установочной серии Су-25УБ производства авиазавода в Улан-Удэ. Т-8М-2 присоединился к испытаниям в 1985 г. и Т-8М-3 в 1986 г. Итого опытным производством ОКБ было построено три  летных прототипа (Т-8М-1, Т-8М-2 и Т-8М-3) и один прототип для статиспытаний (вероятно, Т-8М-0). Заводские (летно-конструкторские) испытания самолетов завершены летом 1987 г. К этому времени на трех проходивших испытания самолетах было выполнено более 500 полетов, а в испытаниях принимал участие практически весь летный состав ОКБ Сухого: Л.Н.Исаков, О.Г.Цой, В.Г.Пугачев, А.А.Иванов и И.В.Вотинцев, ведущими инженерами опытных машин были: В.И.Попов, В.Л.Зайцев и В.А.Жуков. Акт об окончании ЛКИ был подписан в июне 1987 г. В 1988-1989 г.г. проводились совместные с ВВС государственные испытания самолета и комплекса оборудования. К концу 1990 г. почти полностью выполнена программа испытаний - в т.ч. дважды - в  в июле-августе 1988 г. (полигон "Прудбой" СКВО, оценка ПрНК на обнаружение и поражение целей типа "танк") и в августе 1989 г. (общевойсковой львовский полигон "Броды" ПрикВО, возможности нового комплекса оценивались на реальном тактическом фоне, в условиях, максимально приближенных к боевым) опытные самолеты Т-8М привлекались к участию в учениях Министерства Обороны.

К 1990 г. завершена подготовка к серийному производству Т-8М на Тбилисском авиазаводе. Эталоном серийного самолета стал прототип Т-8М-3. Первый серийный самолет - Т-8М-6 построен на авиазаводе в Тбилиси в 1990 г. первый полет самолет совершил 26 июля 1990 г., пилот - Коростиев.  В 1991 г. планировалась замена в серии на Тбилисском авиазаводе штурмовика Су-25 на Су-25Т / Т-8М. До конца 1991 г. на ТАПО выпущено и облетано еще 8 самолетов и создан задел, который позже позволил собрать еще 12 самолетов Т-8М. В конце 1991 г. к совместным государственным испытаниям подключился самолет Т-8М-6 (третий летный прототип), а в 1992 г. еще три самолета установочной серии производства Тбилисского авиазавода. С учетом потери 14.06.1991 г. Т-8М-2 в аварии и переоборудования Т-8М-1 в Т-8ТМ-1 в программе испытаний в 1992 г. было задействовано четыре самолета Т-8М. В декабре 1992 г. по совместному решению КБ и ВВС госиспытания были приостановлены по выполнении основной части программы. "Акт об окончании госиспытаний" был подписан Главкомом ВВС в сентябре 1993 г.

Первая партия выпущенных в Тбилиси Су-25Т передана России в 1994 г. В 1996 г. 6 самолетов Т-8М, производства Тбилисского авиазавода после доработок переданы в состав Липецкого центра боевого применения ВВС России для проведения войсковых испытаний.

В 1995 г. специализированный противотанковый Су-25Т был модернизирован в более многоцелевой Су-25ТМ. первой машиной новой модификации стал в 1996 г. Т-8М-10 (борт №10 синий). Эталон доработанного для серийного производства варианта Су-25Т совершил первый полет, прошел испытания в ГЛИЦ в Ахтубинске и был принят на вооружение под названием Су-39. Серийное же производство Су-25 и следом Су-25ТМ развернуто на заводе в г. Улан-Удэ с конца 1991 г.

Конструкция самолета выполнена на 85-90% подобной конструкции учебно-боевого Су-25УБ. Основные отличия - на месте кабины второго пилота находится дополнительный мягкий топливный бак с отсеком БРЭО над ним. Носовая часть фюзеляжа удлиннена и расширена для размещения системы "Шквал". У модификаций Су-25Т и Су-25ТМ (Су-39) отличается форма носового обтекателя лазерной системы целеуказания, на Су-25ТМ установлена пара ПВД. Средняя часть фюзеляжа полностью идентична фюзеляжу Су-25УБ. В хвостовой части установлен дополнительный топливный бак. Существенным отличием от базового Су-25 стала установка бустеров горизонтального оперения в продольном канале. Крыло самолета полностью унифицировано с крылом Су-25УБ - за исключением контейнеров тормозных щитков - они оснащены антеннами системы РЭБ "Иртыш".
 
Бронирование (Су-25):
- толщина бортов бронекабины - 24 мм (титан)
- задняя стенка бронекабины - 10 мм (титан)
- лобовая стенка бронекабины - 24 мм (титан)
- днище бронекабины - 10 мм (титан)
- лобовой бронеблок - 57 мм
- выдерживает до 50 попаданий 12,7 мм пуль  (на  Су-39  отдельные плиты выдерживают попадания 30 мм снарядов)
- диаметр тяг управления - 40 мм

Кабина летчика герметизированная, с избыточным давлением 0,25 кг/кв.см, что позволяет поднять максимальную высоту полета до 10000 м для увеличения перегоночной дальности. Кабина летчика выполнена как цельносварная бронированная ванна из авиационной титановой брони АБВТ-20 толщиной около 17 мм, закрытую фонарем. Фонарь состоит из неподвижного козырька с прозрачным бронеблоком смешанной композиции толщиной 55 мм и откидной части с броненадголовником из КВК-37 толщиной около 10 мм. Избыточное давление в кабине поддерживается автоматически с помощью блока управления и выпускного клапана.

Шасси трехопорное. Основные опоры унифицированы с опорами самолетов Су-25 и Су-25УБ, и имеют тормозные колеса КТ-163Д (840 x 360 мм). Передняя опора убирается в нишу фюзеляжа движением назад. Она оснащена одним полурычажно-подвешснным колесом КН-27А (680 x 260 мм) с грязезащитным щитком. Смещение передней опоры обусловлено необходимостью размещения пушечной установки НППУ-8М. Носовая опора смещена влево на 222 мм. Ниши передней и основных опор шасси в полете и на земле закрываются створками с кинематическими приводами. Выпуск и уборка шасси производится с помощью двух гидросистем.
 
Тормозная посадочная парашютная система использует парашютно-тормозную установку ПТС-25, используемую в сочетании с аппаратурой "Фал". Парашютно-тормозная установка размещается в контейнере хвостовой части фюзеляжа аналогично самолетам Су-25 и Су-25УБ. Выпуск двухкупольного парашюта и их сброс осуществляется с помощью системы дистанционного управления. Используется тормозной двухкупольный парашют ПТК-25 с крестообразными куполами 2 х 25 кв.м.


Двигатели
(по 2 шт.):
- Су-25Т / Су-25ТМ / Су-39 - 2 х Р-195 с тягой  по 4300 кг / 4500 кг на чрезвычайном режиме. По сравнению с двигателем Р-95Ш штурмовика Су-25 увеличен ресурс двигателя, уменьшен расход топлива, увеличена тяга на чрезвычайном режиме и снижено ИК-излучение двигателя. Двигатель взаимозаменяем с Р-95Ш.
Топливо - керосин, бензин, дизельное топливо
Длина двигателя - 7880  мм
Диаметр - 805 мм
Диаметр сопла - 547 мм
Масса сухая - 574 кг
Расход топлива - 0,89 кг/кгс в час
Расход воздуха - 66 кг/с
Температура  газа перед турбиной - 930 град.С
 
- Су-39 (вероятный план модернизации по состоянию на 1997-2001 г.г.) - двухконтурный ТРД Р-295 тягой по 5000 кг на максимале и 5200 кг в чрезвычайном режиме (по другим данным 5200 кг максимал).


ТТХ самолетов Су-25Т / Су-39:
Экипаж - 1 чел.


Су-25Т Су-39
Длина 15,33 м (с ПВД)
14,28 м (без ПВД)
15,06 м (с ПВД)
13,86 м (без ПВД)
Размах крыла
14,36 м (все модификации) 14,36 м (все модификации)
Высота 5,2 м 5,2 м
Площадь крыла
30,1 кв.м (все модификации) 30,1 кв.м (все модификации)

Площадь тормозных щитков на концах крыла - 1.2 кв.м у первых серийных и 1.8 кв.м (1987 г.)
Стреловидность крыла по передней кромке - 19 град 54'
Угол поперечного V крыла - -2.5 град.
Угол поперечного V стабилизатора - +5 град.
Колея шасси - 2,51 м
База шасси - 3,57 м
 
Масса максимальная:
- 19500 кг (Су-25Т)
- 20500 кг (Су-39)
Масса нормальная - 16500 кг (Су-25Т)
Масса топлива - 3840 кг (4890 л, Су-25Т / Су-39)
Масса полезной нагрузки:
- 2360-4360 кг (Су-25Т, норма-максимум)
- 5000 кг (Су-39)
 
Скорость максимальная - 950 км/ч (Су-25Т / Су-39 у земли)
Скорость посадочная:
- 230 км/ч (Су-25Т)
- 240 км/ч (Су-39)
 
Потолок:
- 30-5000 м (Су-25Т, боевой)
- 10000 м (Су-25Т / Су-39)
 
Дальность - 2250  км (Су-25Т / Су-39,  перегоночная с 2 х 800 л и 2 х 1150 л  ПТБ)
Радиус действия боевой:
- 400 км (Су-25Т, полезная нагрузка 2000 кг, Lo-Lo-Lo)
- 700 км (Су-25Т, полезная нагрузка 2000 кг, Hi-Hi-Hi)
 
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 6,5 G (Су-25Т / Су-39)
Разбег:
- 600-700 м (Су-25Т, грунтовый аэродром)
- 650 м (Су-39)
Пробег:
- 600-700 м (Су-25Т, грунтовый аэродром с парашютом)
- 750 м (Су-39)

Вооружение - На серийном Су-25 вооружение располагается под крылом на 8 универсальных узлах подвески БД3-25 грузоподъемностью по 500 кг (могут дооснащаться многозамковыми держателями МБД-2-67У) для ударного вооружения и 2 наружных узла подвески ПД-62-8 для установки ПУ АПУ-60 (или аналогичных) для ракет "воздух-воздух". Под фюзеляжем один узел подвески, который предназначается только для подвески контейнеров с пушками СППУ-22-01. На Су-25Т / Су-39  внутренний  подкрыльевой держатель может заменяться специальным пилоном для подвески оружия массой до 1000 кг. По неподтвержденной информации на подфюзеляжный подвесной узел могут подвешиваться ракеты типа Х-35, Х-31 и Х-58 - по одной ракете.
 
Артиллерийское:
- Су-25Т (проект) - 1 х 45-мм пушка разработки КБ приборостроения (г.Тула), размещение пушки в отличие от Су-25 сразу предполагалось в подфюзеляжной неподжвижной установке, размещенной близко к центру масс самолета.На первых вариантах проекта НППУ была смещена вправо от центральной оси фюзеляжа.

- Т-8М1 / Су-25Т - неподвижная двухствольная 30-мм пушка ГШ-2-30 / ТКБ-645 / 9А623 под  фюзеляжем в неподвижной установке НППУ-8М. Установка смещена влево от центральной оси фюзеляжа на 273 мм. Боекомплект - 200 снарядов.

Под крылом могут подвешиваться до 4-х контейнеров СППУ-687 или СППУ-2 и под фюзеляжем один контейнер СППУ-22-01.
 



Носовая часть Су-39 борт №83 красный, видно артиллерийскую установку под фюзеляжем. Липецк, 12 августа 2005 г. (фото - sss, http://russianplanes.net/).

Ракеты класса "воздух-воздух":
Су-25Т / Су-39 - ракеты класса "воздух-воздух" типа Р-60Р-73 и Р-77 (максимум 2+2 шт.)

Ракетно-бомбовое вооружение класса "воздух-поверхность" и др.полезная нагрузка:

Су-25Т / Су-39 - новый комплекс вооружения:
- 2 х 8 пусковых устройств АПУ-8 ПТУР "Вихрь" разработки КБ Приборостроения (г.Тула).

Управляемые ракеты, УАБ и т.п.:
- Х-25 - до 4-х шт. - в частности Х-25ЛД, Х-25МЛ
- Х-29Л / Х-29Т - до 2-х шт.
- противорадиолокационные ракеты Х-58,  Х-31П (по 2 шт)
- корректируемые бомбы КАБ-500Кр  (по  2 шт.)
- ПКР Х-35 (до 4-х шт.)

НУР в блоках и по-одиночке калибра 57-370 мм (в т.ч. С-25Л с лазерной ГСН, до 8 шт. - все типы), в блоках НУР типа Б-13 могут применяться в т.ч. НУР-ложные цели С-13АЛЦ.

Бомбы / КМГУ / ПТБ:
32 х ФАБ-100
8 х ФАБ-250, ФАБ-500 (или аналогичное вооружение)
8 х КМГУ
Подвесные  топливные  баки по 800 л и по 1150 л - до 4-х шт. под крылом;
Так же под крылом могут подвешиваться контейнеры станций постановки помех СПС-141 МВГ системы "Гвоздика".

Прицельный  комплекс обеспечивает бомбометание с точностью до 2-5 м КВО;
 
Оборудование:
Су-25Т /  Су-39:
Прицельно-навигационный комплекс ПрНК-56 с использованием БЦВМ "Орбита-20" обеспечивает  автоматическое распознавание и сопровождение малоразмерных наземных целей, осуществляет целеуказание и автоматическое наведение всех  систем  вооружения,  в  состав  комплекса входит следующее оборудование:

1) оптико-электронная прицельная станция И-251 "Шквал" (разработчик и производитель - Красногорский ОМЗ "Зенит", на самолете  Су-39 - "Шквал-М"),  размещенная в носовой части самолета и  состоящая из ТВ-камеры с широким (27 х 36 град.) и узким (0,7-0,9 град.,  увеличение в 23 раза) полями зрения и блока слежения с  точностью  до 0,6 м. Разработка ОЭПС как компонента ПрНК-56 начата вместе с работами по новой модификации Су-25Т в 1976 г.
Диапазоны отклонения платформы системы "Шквал":
- по вертикали - от +15 до -80 град
- по азимуту - сектор 50 градусов
Дальность захвата цели ТВ-системой - до 12-15 км;

2) сопряженный с системой "Шквал" лазерный дальномер-целеуказатель "Причал";

3) ночная система "Меркурий" подвешиваемая в контейнере под фюзеляжем, так же имеет широкое (13,7 х 18,2 град.) и узкое (5,5 х 7,3 град.) поля  зрения,  дальность обнаружения и захвата цели - до 10-12 км, информация от узкого канала ночной системы сопрягается с "дневным"  каналом  на монохромном ЭЛТ-экране,  а  широкополосный ночной канал отображается на лобовом стекле (ИЛС подобный ИЛС МиГ-29);

4) тепловизионная система маловысотной ночной навигации "Ход" (так же как "Меркурий") подвешивается под фюзеляжем в отдельном контейнере. Разработка системы велась ЦКБ "Геофизика" по решению ВПК от августа 1984 г.

5) РЛС "Кинжал" миллиметрового диапазона для наведения ПТУРов - подвешивается под фюзеляж в контейнере. Разработка РЛС велась НПО "Ленинец" Минрадиопрома СССР по решению ВПК от августа 1983 г.

6) объединенный контейнер с системами "Ход" и "Кинжал".

Самолет оснащен автоматической системой  управления САУ-8  и прицельно-навигационным комплексом / системой управления вооружением СУВ-25Т "Восход", которая включает в себя две БЦВМ и  инерциальную навигационную систему, обеспечивает КВО 50 м на дальности до 600 км - максимальное отклонение до 0,2% от длины маршрута, отслеживает до 12 поворотных точек маршрута,  за 12 км до цели автоматически  включает сканирование систем  наведения по узкому каналу и обеспечивает длительный полет на высотах от 15 м. На Су-39 применяется блок спутниковой навигации А-735. Антенны радиосистемы ближней навигации РСБН-6С расположены на правой носовой штанге ПВД.

Комплекс противодействия средствам ПВО "Иртыш" включает в себя:
- станция обнаружения и идентификации облучающих самолет РЛС в диапазоне 1,2-168 ГГц;
- станция активных радиопомех "Гардения" (создает уводящие,  шумовые, мерцающие и перенацеливающие на подстилающую поверхность помехи);
- контейнер  УВ-26 со 192 ИК-ловушками (ППИ-26) и дипольными отражателями (ППР-26);
- генератор активных  ИК-помех  "Сухогруз"  Л166С1 (создает помехи для ИК ГСН ракет в секторе 50 град.  задней полусферы) в хвостовой части самолета;
- подвесная система РЭБ МСП-410 "Омуль" (может подвешиваться под крыло на одном из внешних пилонов) позволяет выбирать маршрут с минимальной вероятностью обнаружения станциями РЛС противника.
- в отсеках на законцовках крыльев расположены антенны системы РЭБ "Иртыш", антенны СПО "Пастель".

Катапультное кресло К-36Л (облегченный вариант К-36Д).
 
С 1995 г. самолет Су-25ТМ / Су-39 (представлен на выставке МАКС-97) оснащается новым контейнерным РЛПК "Копье-25" совмещенным с прежним набором  оборудования ПрНК:
- диапазон излучения РЛС - 3 см
- сектор обзора по азимуту - 80 град.
- сектор обзора по углу места - 80 град.
- дальность обнаружения целей с ЭПР 5 кв.м - 57 км
- количеств о одновременно обнаружаемых целей - 10-12
- количеств о одновременно сопровождаемых и атакуемых целей - 2
- масса - 115 кг

В процессе модернизации предполагалось переоснащение БРЭО кабины с увеличением количества дисплеев и улучшением эргономики.
Модификации:
- Т-8М-1 - первый прототип Су-25Т - модернизированный противотанктовый вариант Су-25 - разработка начата в 1980 г. Данный самолет (Т-8М-1) создан путем переделки недостроенного Т-8УБ. Сборка завершена опытным производством КБ в 1984 г.,  первый полет прототип совершил 17 августа 1984 г.,  пилот - А.Н.Исаков.

- Т-8М-2 - второй летный прототип Су-25Т.

- Т-8М-3 / Су-25Т - третий предсерийный прототип модернизированного противотанкового варианта Су-25. Фюзеляж подобен Су-25УБ, увеличено количество топлива,  снижена в 10  раз  ИК  сигнатура двигателей. Испытания закончены в 1990 г. (Су-25Т).


Т-8М-9 / Су-25Т (Мировая авиация. №104 / 2011 г.)

- Т-8М-10 / Т-8ТМ / Су-25ТМ (с 1996 г.  - Су-39) - доработанный модернизированный противотанковый вариант Су-25. В 1996 г. самолет официально принят на вооружение под названием Су-39 (до того - Су-25ТМ). В ходе доработки серийных моделей предполагалось увеличить рабочий потолок до 10000 м и дальность на 30%. Согласно более поздним неподтвержденным данным Т-8М-10 (борт №10 синий) является третьим прототипом Су-25ТМ, который после прохождения испытаний в ЛИИ в Жуковском испытывался на применение вооружения в ГЛИЦ в Ахтубинске. Позже данный экземпляр использовался для демонстраций по продвижению штурмовика на экспорт.

Су-25ТК -  коммерческий / экспортный вариант  - под таким названием самолет был впервые показан за рубежом на выставке вооружений в Дубае в ноябре 1991 г.

Су-34 "Strike Shield" - под таким названием в первой половине 1990-х годов самолет был представлен на выставках военной техники за рубежом.

Су-25ТП -  палубный вариант (реально  построен  не был), планировалось переоснащение одного из прототипов Т-8ТМ;

Су-39 - наименование Су-25Т с 1995 г.

Статус
:СССР / Россия
- 1990 г. - официально  на вооружении ВВС СССР  состоят  Су-25, Су-25Т и Су-25УБ;

- 1991 г. ноябрь - на выставке в Дубае показан самолет Т-8М-3 с бортовым номером 25.

- 1991 г. - всего произведено промышленностью за все время 8 из 10 заказанных Су-25Т;

- 1992 г. февраль - на выставке авиатехники для глав государств СНГ в Мачулищах показан самолет Т-8М-2 с бортовым №09.

- 1994 г. - на  вооружение принят Су-25Т (завод в Тбилиси передал России партию собранных самолетов);

- 1997 г. - Су-39 предлагается на экспорт;

- 1999 г. - 6 самолетов Су-25Т производства Тбилисского авиазавода из состава Липецкого центра боевого применения ВВС России принимали участие в нанесении точечных ударов при поддержке войсковой группировки в Чечне. По технике были нарекания к самолетам, но с точки зрения боевого применения нареканий к Су-25Т не было. Применялись как управляемые ракеты (УР), так и корректируемые авиабомбы (КАБ). Последующая расшифровка видеозаписей позволяла оценивать точность попадания для КАБ с телевизионным наведением в 1 м, а для УР с лазерным наведением - в 0,5 м. Демонстрировавшиеся в те дни по телевизору кадры боевого применения образцов высокоточного оружия были сделаны именно с этих машин.

- 2000 г. - 2 самолета Су-25Т из Липецкого ЦБП ВВС России после предпродажной подготовки поставлены на экспорт. В составе ВВС осталось 4 самолета Су-25Т (Липецкий ЦБП).




Су-39 борт №21 белый на авиасалоне МАКС-2005 в Раменском, 17 и 19 августа 2005 г. (фото - Lesnik и Михаил Лисовский, http://russianplanes.net/).

Реестр Су-39 (по состоянию на март 2012 г., не полный, в работе):
№пп Наименование Борт № Серийный № Заводской № Первый полет Примечание
001 Т-8М-1 01     17.08.1984 Модернизированный Су-25 - Т-8М. Создан на опытном производстве КБ путем переделки недостроенного Т-8УБ планер которого создавался на базе планера серийного Су-25 производства Тбилисского авиазавода. Первый полет - пилот - А.Н.Исаков. На самолете отсутствуют дополнительные топливные баки, предусматривавшиеся на Т-8М по проекту. Позже переделан в Т-8ТМ-1.
00 Т-8М-0         Самолет для статических испытаний (1985-1986 г.г.)
002 Т-8М-2 02     27.07.1985 Второй летный прототип. Самолет собран из задела установочной серии Су-25УБ производства авиазавода в Улан-Удэ. Первый полет - пилот - Н.Ф.Садовников. По составу БРЭО и топливной системы самолет соответствовал проекту. Самолет отличался отсутствием обтекателя контейнера системы ИК-помех "Сухогруз" в хвостовой части фюзеляжа. На самолете имитирована окраской двухместная кабина Су-25УБ. Самолет потерян в аварии 14 июня 1991 г. в полете произошел взрыв мины на выходе из КМГУ (пилотировавший в тот раз машину летчик-испытатель ГНИКИ Гончаров сумел благополучно довести поврежденный взрывом самолет с полигона обратно на точку и покинул его лишь по команде руководителя полетов, уже в непосредственной близости от аэродрома)
003 Т-8М-3 03
25 (1991 г.)
    17.09.1986 Третий летный прототип. Самолет собран из задела установочной серии Су-25УБ производства авиазавода в Улан-Удэ. Первый полет - пилот - Н.Ф.Садовников. По составу БРЭО и топливной системы самолет соответствовал проекту. На самолете имитирована окраской двухместная кабина Су-25УБ. ЛИИ ВВС в Раменском.
004 Т-8М-6       26.07.1990 Первый серийный Су-25Т производства Тбилисского авиазавода. Первый полет - летчик-испытатель В.П.Коростиев. В конце 1991 г. самолет подключился к совместным государственным испытаниям. ЛИИ ВВС в Раменском.
005 Т-8М       1990 г. До конца 1990 г. на Тбилисском авиазаводе выпущены и облетаны еще два самолета, кроме первого серийного Т-8М-6. ЛИИ ВВС в Раменском ?.
006 Т-8М       1990 г. До конца 1990 г. на Тбилисском авиазаводе выпущены и облетаны еще два самолета, кроме первого серийного Т-8М-6. ЛИИ ВВС в Раменском ?.
007-014 Т-8М 10 (сер. 01014) 01014 (борт 10)   1991 г. В 1991 г. до конца года Тбилисским авиазаводом выпущено и облетано 8 Су-25Т.
015-026 Т-8М       1992 г. и позже В 1991 г. на Тбилисским авиазаводе создан задел, который позволил позже собрать еще 12 серийных Су-25Т.
  Т-8М-4 - Т-8М-9 ?

      Установочная серия. Производство авиазавода в Улан-Удэ (1991-1996 г.г.) ??
  Т-8ТМ-1 / Су-39 10 синий     1995 г. ? Эталон серийных самолетов. Первый Су-39, 1996 г. Самолет является переделанным Т-8М-1. Самолет впервые показан с макетом РЛС "Копье-25" в августе 1995 г. на авиасалоне МАКС-1995.
  Т-8ТМ-2 09 (1992 г.)       Производство авиазавода в Улан-Удэ. В 1999 г. начаты летные испытания РЛПК "Копье-25" с комплексом вооружения и системой уроавления вооружения.
  Т-8ТМ-3       август 1997 г. Производство авиазавода в Улан-Удэ.
  Т-8ТМ-4         Производство авиазавода в Улан-Удэ.
  Су-39 20 белый       Возможно Т-8М-10. Базирование - ЛИИ ВВС, Раменское (1997-2005 г.г.)
  Су-39 21 белый       Базирование - ЛИИ ВВС, Раменское (1997-2005 г.г.), МАКС-2005, Ахтубинск (2006 г.)

Су-25Т 83 красный
01-013

Базирование - Липецк (2000-2005 г.), производство  - ТАПО
  Су-25Т 84 красный 01-014 ?     Базирование - Липецк (2000 г.), производство  - ТАПО
  Су-25Т 85 красный 01-015 ?     Базирование - Липецк (2000 г.), производство  - ТАПО

 
Экспорт:
Болгария:
- 1990-е годы - был проявлен интерес к самолету.

Грузия:
- 1992 г. - есть  на  вооружении  (в т.ч. вероятно как минимум 12 шт. Су-25Т), возможно ведется серийный  выпуск  Су-25 на Тбилисском авиазаводе;
- 2008 г. - возможно есть на вооружении и может быть принимали участие в Грузино-Осетинском конфликте в августе 2008 г.

Словакия:
- 1990-е годы - был проявлен интерес к самолету.

Филиппины - 1993 г. - ведутся переговоры о поставках Су-25ТК;
Источники:
Бедретдинов Ильдар, Штурмовик ОКБ П.О.Сухого СУ-25. М., 1995 г.
Ильин В.Е. Штурмовики и истребители-бомбардировщики. М., Виктория, АСТ, 1998 г.
Соотношение сил НАТО и ОВД. ?????? (документация к договору)
Су-25Т. Сайт http://www.airwar.ru, 2009 г.
Су-25ТМ. Сайт http://www.airwar.ru, 2009 г.
Russianplanes.net. Сайт http://russianplanes.net/, 2012 г.

Каталог

Последние комментарии

Понял. Сделаем!
DIMMI 2012-03-10 17:08
Слишком много ошибок. К примеру, первые три опытные машины строились не в Тбилиси...
Anonymous 2012-03-10 17:06
Исправим... в 1997 г. оно виделось вот так)))
DIMMI 2012-03-10 02:06
Что за ПТУР 9М120 "Вихрь"? 9М120 - это "Атака". "Вихрь" имеет индекс заказчика - УВ ВВС.
Anonymous 2012-03-10 01:51