MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.) | Статьи

Комплекс П-50 / П-700 Гранит - SS-N-19 SHIPWRECK

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-50 / П-700 "Гранит" 3К45, ракета 3М45 - SS-N-19 SHIPWRECK
Комплекс "Гранит-2" 3К45-2 / ОКР "Гранитит", ракета 3М45-2


Противокорабельная крылатая ракета. Разработка комплекса начата "НПО Машиностроения" (ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) в 1969 г. Главный конструктор - В.И.Патрушев, начиная с 1978 г. - В.А.Вишняков, начиная с 2003 г. после создания дирекции "НПО Машиностроения" по КР "Гранит" - А.А.Малинин (по 2010 г. как минимум), по состоянию на 2012-2013 г.г. главный конструктор по направлению - Константин Данилов (источник).

Разработка ракеты "Гранит" явилась продолжением работ по созданию ракеты подводного старта с дальностью 400-600 км и скоростью полета 3200-3600 км/ч типа П-500П (носитель - ПЛАРК пр.688, проект). В связи с усилением ПВО авианосцев ВМС США истребителями F-14 с ракетами "Феникс" и многоканальной РЛС, для достижения гарантированного поражения предполагалось наносить удар группой ПКР не менее 20 шт. Согласно решению ВПК при Совмине СССР от 08 апреля 1966 г. в первом квартале 1967 г. ОКБ-52 должно было в рамках НИР "Гранит" (источник) представить аванпроект ПКР. Проработка аванпроекта показала, что ракета с заданными ТТХ будет иметь длину 13 м и РДТТ не сможет быть маршевым двигателем. Решением ВПК при СМ СССР от 21 октября 1968 г. внесены изменения ТТХ с сохранением требования вписаться в габариты ПУ ПКР "Малахит". Данные ТТХ легли в основу Постановления Совмина СССР №539-186 от 10 июля 1969 г. о проведении ОКР "Гранит" по созданию комплекса (источник), срок начала совместных испытаний комплекса назначался на второй квартал 1973 г.

ОКР "Гранит" предусматривала создание противокорабельной ракеты с автономным (без взаимодействия с носителем) выбором главной цели в ордере кораблей и универсальным стартом - надводным либо подводным. Эскизный проект выпущен в 1969 г. и утвержден в 1970 г. (?).

В 1972 г. в Североморске состоялся показ ракеты "Гранит" и космических спутников-разведчиков, создаваемых в интересах комплекса "Гранит", руководству СССР - генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу и министру обороны маршалу А.А.Гречко (ист. - Пермский пороховой бастион).

Особая благодарность пользователю SHARK (http://militaryrussia.ru/forum) за помощь в подготовке материалов.


Успешный пуск ракеты 3М45 Гранит" с атомного ракетного крейсера пр.11442 "Пётр Великий" 19 сентября 2017 г. (кадр видео Министерства обороны России).
Автор: DIMMI Создан: 10.09.2010 15:19:46 Комментариев: 222 Читать всю статью

пр.09787 - DELTA-IV STRETCH

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
пр.09787 - DELTA-IV STRETCH
БС-64 "Подмосковье" / комплекс пр.1083КМ

Атомная подводная лодка специального назначения (ПЛАСН) / научно-исследовательская подводная лодка (НИПЛ). Лодка-носитель атомных глубоководных станций (АГС) разработана на базе ПЛАРБ пр.667БДРМ ЦКБ МТ "Рубин" по заказу ГУГИ Министерства обороны России. В 1999 г. ПЛАРБ К-64 пр.667БДРМ - DELTA-IV (зав.№381 / 07381, заложена 18.12.1982 г. на ПО "Севмаш") поставлена к стенке ЦС "Звездочка" (г.Северодвинск) для дальнейшего ремонта с переделкой по пр.09787.

26 февраля 2004 г. ЦКБ МТ "Рубин" заключен контракт №52-04 на проведение ОКР «Грунт-1» - предположительно по созданию комплекса оборудования для ПЛ пр.09787 (источник). В том же 2004 г. в рамках федеральной целевой программы "Мировой океан" принята подпрограмма "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового Океана" в рамках которой разработаны проектно-конструкторские решения по использованию научно-исследовательской подводной лодки (НИПЛ) в интересах освоения шельфа (работы с потенциально-опасными подводными объектами - ППОО, подледная геологоразведка и т.п.). Работы по НИПЛ нашли применение при разработке проекта бортового научно-исследовательского комплекса (КНИБ) заказа №381 (ПЛА пр.09787) и в начатых работах по подготовке проекта постановления Правительства РФ по использованию НИПЛ для коммерческих целей (источник).

08 февраля 2008 г. между ЦС "Звездочка" и ЦКБ МТ "Рубин" заключен договор №178-07/600 на выпуск рабочей конструкторской документации по пр.09787, со сроком исполнения - декабрь 2013 г., сумма договора - 348,6 млн. руб (источник). Договор №85-08/600 на техническое сопровождение переоборудования заказа зав. №381 заключен 13.12.2008 г., срок исполнения – декабрь 2015 г., сумма - 443,7 млн. руб (источник, ЦКБ МТ "Рубин" годовой отчет за 2012 г.). По состоянию на 2012 г. ПЛ находится с вырезанным ракетным отсеком в цехе №15 ЦС "Звездочка", на лодке ведутся работы по переоборудованию. Прогнозируемый срок готовности - 2014 -2015 г.г.  В 2015 г. по заказу зав.№381 «Подмосковье» получено заключение ОНТЦ «Румб», АО «ОСК», Минпромторг РФ по уровню цены переоборудования лодки. Заключение направлено в Министерство обороны России для пересмотра цены по контракту (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.).

11 августа 2015 г. состоялся вывод ПЛА БС-64 "Подмосковье" из эллинга ЦС "Звездочка". Передача лодки Флоту ожидалась в конце 2015 г., но в 2015 г. сдача лодки Флоту запланирована на 2016 г. (ист. - Годовой отчет ЦС "Звездочка" за 2015 г.). 22 октября 2016 г. ПЛАСН БС-64 "Подмосковье" вышла из Северодвинска на первый этап ходовых испытаний в Белое море (источник). После ходовых и государственных (ноябрь-декабрь 2016 г.) испытаний ПЛАСН передана Флоту 26 декабря 2016 г. и после передачи Флоту лодка, вероятно, войдет в состав 29-й отдельной бригады подводных лодок Северного флота (губа Оленья).

В декабре 2017 г. проведены испытания модернизированного глубоководного комплекса пр.1083КМ предположительно с лодкой-носителем пр.09787 БС-64 "Подмосковье" (источник).


Возвращение ПЛАСН пр.09787 БС-64 "Подмосковье" из первого выхода на ходовые испытания, г.Северодвинск, 12.11.2016 г. (http://zvezdochka-ru.livejournal.com/).
Автор: DIMMI Создан: 06.09.2013 01:17:43 Комментариев: 19 Читать всю статью

пр.955 - BOREI / DOLGORUKIY

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
пр.955 "Борей" - BOREI / BOREY / DOLGORUKIY
К-535 "Юрий Долгорукий"
К-550 "Александр Невский"
К-551 "Владимир Мономах"
пр.955А "Борей-А" / пр.955У
К-549 "Князь Владимир"
К-552 "Князь Олег"
"Генералиссимус Суворов"
"Император Александр III"
"Князь Пожарский"
"Дмитрий Донской"
"Князь Потемкин"


 

Атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ). НИР по разработке ПЛАРБ 4-го поколения c ракетным комплексом Д-11 начаты в 1978 г. Проработка проекта пр.955 "Борей-1" с комплексом БРПЛ Д-31 и пр.935 "Борей-2" с комплексом БРПЛ Д-35 начаты в ЦКБ МТ "Рубин" под руководством генерального конструктора С.Н.Ковалева (с 1990 г. - под руководством главного конструктора В.Н.Здорнова) по Постановлению Совмина СССР в ноябре 1985 г. Главный конструктор проекта "Борей" начиная с марта 2011 г. - Сергей Оттович Суханов (источник). Технические предложения по ПЛАРБ и ракетным комплексам планировалось выработать в течение 1985-1986 г.г. Технические предложения по комплексу Д-35 не были выполнены.

Разработка ПЛАРБ пр.955 с ракетным комплексом Д-19УТТХ "Барк" (12 БРПЛ) вместо комплекса Д-31 начата по Постановлению Совмина СССР от 31 октября 1989 г. (ист. - Завьялов В.С.). При разработке проекта планировалось строительство серии в 14 ПЛАРБ до 2000 г. В июне 1995 г. указом Президента России Б.Н.Ельцина начато перепроектирование пр.955 под комплекс БРПЛ Д-19УТТХ "Барк" ГРЦ им.Макеева. Хотя, по некоторым данным, технический проект ПЛАРБ пр.955 с комплексом "Барк" был завершен в начале 1990-х годов (ист. - Апальков).

Первая лодка пр.955 с ракетным комплексом "Барк" - К-535 "Санкт-Петербург" - внесена в списки кораблей ВМФ 19.08.1995 г. и 01.05.1996 г. переименована в "Юрий Долгорукий". ПЛАРБ торжественно заложена в цехе №55 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск) 02.11.1996 г. с заводским номером 201. В результате задержки испытаний ракетного комплекса "Барк", а так же в связи с трудостами с контрагентскими поставками материалов и оборудования строительство ПЛАРБ приостановлено в середине 1997 г. Считается, что подготовка задела на первую серийную лодку проекта - зав.№202 "Александр Невский" - была начата так же в 1996 г. (ист. - Апальков).

После отказа от доведения ракетного комплекса "Барк" было принято решение перепроектировать ПЛАРБ под новый ракетный комплекс. Начиная с сентября 1998 г. по середину 1999 г. (согласно планам 1998 года) пр.955 был перепроектирован по пр.09551 под использование задела корпусов лодок пр.971 и новый ракетный комплекс "Булава". В 1990-е годы головную лодку пр.09551 лодку планировалось сдать флоту в 2001-2002 г.г.

Летом 2003 г. в цехе №55 ПО "Севмаш" произведена перестановка недостроенных корпусов подводных лодок, что позволило освободить место для официальной закладки первой серийной и второй вообще ПЛАРБ пр.955 "Борей". Озвучены планы руководства ВМФ о получении первых трех лодок проекта во Флот до 2010 г. (источник).


ПЛАРБ К-535 "Юрий Долгорукий" пр.955 на ходовых, 2009 г. (фото - ПО "Севмаш", снятие ретуши (с) MilitaryRussia.Ru).
Автор: DIMMI Создан: 14.03.2010 05:45:43 Комментариев: 154 Читать всю статью

пр.971 - AKULA

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
пр.971 / 09710 "Барс" / "Щука-Б" - AKULA
пр.971, пр.971И / 09719 "Ирбис" - Improved AKULA
пр.971 / пр.971У - AKULA-II
пр.971 / пр.971М (К-335) - AKULA-III
пр.971М - AKULA-IV


Многоцелевая атомная подводная лодка. Разработка ПЛА пр.971 начата СКБ-143 "Малахит" (г.Ленинград, главный конструктор Георгий Николаевич Чернышов, с августа 1976 г., после 1997 г. - Ю.И.Фарафонтов) по ТТЗ 1972 г. "разработка большой атомной многоцелевой подводной лодки 3-го поколения" в качестве аналога ПЛА пр.945 с заменой в конструкции титановых сплавов стальными. В проекте использованы проработки по малошумным ПЛА пр.991 и пр.958. Краткий эскизный проект (аванпроект) разработан к началу 1976 г. В разработке технического проекта, работа над которым начата по совместному решению МСП и ВМФ от 27 июля 1976 г., принял участие ЦНИИ им. академика А.Н.Крылова (особенно в части снижения шумности ПЛА). Группа главного конструктора сформирована в августе 1976 г.

С 1968 г. в НИТИ силами завода «Красное Сормово» начат монтаж берегового прототипа энергетических отсеков ПЛА пр.971- стенда КВ-1. С 1972 г. работы на строительстве прототипа продолжены силами ЛАО. Строительство установки завершено 25 декабря 1975 г., а окончательная сдача в эксплуатацию из-за массы неисправностей, обнаруженных в ходе горячих испытаний, произошла 24 декабря 1976 г. Монтаж системы автоматического управления ГЭУ проводили представители НПО «Аврора» (ист. - Шумаков).

Проектирование: разработка технического проекта лодки велась с сентября 1976 г. по май 1977 г. Одна из основных задач, которая стояла перед разработчиками - удержание ПЛА в рамках водоизмещения заявленного в эскизном проекте. Технический проект рассмотрен 1 ЦНИИ МО СССР (кораблестроения) в июне 1977 г. и утвержден 13 сентября 1977 г. с оговорками, что в процессе разработки чертежей и строительства надо обеспечить еще большее снижение шумности, размещение пусковых установок СГПД, размещение КРБД с возможностью применения по береговым целям. После получения информации о нововведениях на американской ПЛА типа Los-Angeles, которые выразились в установке ГАС с цифровой обработкой сигналов, снижающей влияние собственных шумов ПЛА, а так же с учетом пожеланий руководства ВМФ оснастить ПЛА КРБД "Гранат" (постановление СМ СССР от 26 мая 1978 г.) проект был переработан дополнительно под установку ГАК "Скат-3", что потребовало изменения конструкции корпуса. Проект сдан в 1980 г.


ПЛА Chakra / К-152 "Нерпа" пр.971И - Improved AKULA на пути в Индию, конец марта 2012 г. (http://www.militaryphotos.net).

Автор: DIMMI Создан: 06.10.2009 19:44:50 Комментариев: 60 Читать всю статью

пр.11435 - KREML / KUZNETSOV

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
пр.11435 - KREML / KUZNETSOV
"Адмирал флота Советского Союза Кузнецов"
"Варяг" (не достроен) / "Shi Lang"



Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435. Проектирование пр.11435 начато Невским ПКБ (г.Ленинград) на основании НИР "Ордер" (см.ниже) и с использованием задела по НИР авианосца пр.1160 (см.ниже)  в 1978 г. Первый вариант проекта - аванпроект "усовершенствованый пр.1143" (см. ниже). Разработка технического предложения завершена в апреле 1978 г. Было рассмотрено пять вариантов корабля по вооружению, энергетическим установкам и был предложен минимально отличающийся от пр.1143 вариант (аванпроект "усовершенствованый пр.1143" - вариант 2 - см.ниже ).


Церемония приёмки авианосца "Liaoning" в состав ВМС Китая, г.Далян, 23.09.2012 г. (http://forums.airbase.ru, источник - http://weibo.com).


Авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на параде в День ВМФ в Североморске, 29.07.2012 г. (фото - Денис Неметовский, http://fotki.yandex.ru/users/den-n1977).


Авианосец «Shi Lang» - бывший "Варяг" пр.11436, Китай, 2012 г. (http://www.china-defense-mashup.com).


Художественное представление будущего первого китайского авианосца «Shi Lang» - бывшего "Варяга" пр.11436 (из архива mpleio, http://www.militaryphotos.net).


Авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на циркуляции, вероятно 2011-2012 г.г. (http://military-photos.livejournal.com).


Авианосец "Shi Lang" на ходовых испытаниях в Желтом море, 100 км к юго-востоку от Даляна, 8 декабря 2011 г. (http://digitalglobe.com).


Тяжелый авианесущий крейсер пр.11435 "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" на стоянке в Североморске (http://forums.airbase.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.01.2009 00:41:13 Комментариев: 76 Читать всю статью

пр.885 - YASEN / GRANAY / GRANEY

ДАННЫЕ НА 2021 г. (стандартное пополнение)
пр.885 / пр.08850 "Ясень" - YASEN / GRANAY / GRANEY
К-560 / К-329 "Северодвинск"
пр.885М / пр.08851 "Ясень-М" - YASEN-II
К-561 "Казань"
К-573 "Новосибирск"
К-571 "Красноярск"
К-564 "Архангельск"
"Пермь"


Многоцелевая атомная подводная лодка с крылатыми ракетами (ПЛАРК). Разработана в СПМБМ "Малахит", главный конструктор - В.Н.Пялов (1985-2016 г.г.). НИР по разработке ПЛА 4-го поколения начаты в 1977 г. Предварительное проектирование ударной ПЛ с классическим торпедо-ракетным вооружением по пр.885 начато в 1980 г. наряду с разработкой ПЛА пр.957. Новый проект (885) сохранил определенную преемственность от ПЛА пр.971 в вопросах снижения шумности. В 1985 г. строительство лодок пр.885 было запланировано программой строительства ВМФ СССР на ближайшие 10 лет. Предполагалось строительство серии из 30 ПЛА. 30 октября 1986 г. заключен контракт №102/86-Е/554-86 между Министерством обороны СССР и СПМБМ "Малахит" на выполнение опытно-конструкторской работы (ОКР) «Проект 885» (дополнительное соглашение к контракту подписано 31 марта 2011 г.). Технический проект лодки подготовлен в конце 1980-х годов, но позже был перепроектирован с учетом изменений требований руководства ВМФ и с учетом начала испытаний перспективной и  единой для разных носителей противокорабельной ракеты  "Оникс" (1987 г.). В 1989 г. принято решение о прекращении разработки специализированных ПЛА и доработке проекта 885 под ПКР "Оникс" и КРБД "Гранат" с установкой на лодке пусковой установки вертикального пуска.


ПЛА К-329 "Северодвинск" пр.885, вероятно, 2014 г. (фото - Воркунков Максим, http://www.sevmash.ru).
Автор: DIMMI Создан: 16.03.2010 02:31:49 Комментариев: 121 Читать всю статью

Комплекс 3К-22 Циркон / Циркон-С, ракета 3М-22 - SS-NX-33

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 3К-22 "Циркон" / "Циркон-С", ракета 3М-22 - SS-NX-33

Межвидовой ракетный комплекс с гиперзвуковой ракетой / противокорабельная ракета оперативного назначения. По имеющейся информации, разработка комплекса ведется "НПО Машиностроения" (ист. - Годовой отчет, стр.15). Первые заявления о разработке комплекса в СМИ относятся к февралю 2011 г.  Существовало так же официально не подтвержденное предположение о том, что экспортным вариантом ракеты  "Циркон" является ПКР "BrahMos-II". До 2012 г. так же существовала гипотеза о том, что комплекс являеется преемником комплекса "Болид" разработки того же НПО Машиностроения".

В 2011 г. в НПО "Машиностроения" в составе дирекции 15-51 была организована группа ведущих конструкторов по теме 3М-22 с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым (источник). В том же 2011 г. разработан эскизный проект комплекса "Циркон-С", и, соответственно, эскизные проекты подсистем комплекса. Часть разработок - "Циркон-С-АРК" и "Циркон-С-РВ" выполнялась структурным подразделением КТВР - УПКБ "Деталь" (источник). По состоянию на 2011 г. организация серийного производства ракет комплекса "Циркон" в ближайшие годы планируется на ПО "Стрела" (г.Оренбург, ист. - Годовой отчет, стр.15). Завершить создание ракетного комплекса планируется до 2020 г.

Согласно анализа информации по теме за вторую половину 2012 г. сделано предположение, что тема "Циркон" либо закрыта либо изменена. Фактических подтверждений этому предположению не было, но, есть вероятность того, что именно трудности с работами по теме по техническим причинам могли вызвать появление предложения Правительства по объединению МКБ "Радуга" с "НПО Машиностроения" для организации работ над гиперзвуковыми аппаратами.

25 мая 2013 г. СМИ сообщают (источник), что разработка комплекса продолжается по плану, но в течение 2012 г. была пауза вызванная техническими проблемами. Прямой связи с реорганизацией работ по гиперзвуку и ситуации с темой ОКР или НИР "Циркон" нет. "Сейчас у нас на рассмотрении находится концепция развития гиперзвуковых технологий, в которой вводится классификация ГЗЛА, приоритетность разработки различных технологий и материалов для ГЗЛА. Основным направлением первого этапа, естественно, взято развитие той системы, которая была у нас уже испытана. Остальные направления пока запланированы как экспериментальные с созданием демонстраторов. Но, существующий в них задел вполне соответствует мировому уровню. Не менее важным вопросом, чем создание технологий, материалов и демонстраторов, сейчас является разработка другой концепции – Концепции боевого применения гиперзвуковых систем вооружений. Необходимо ответить на вопрос – для чего нужны такие системы, как их необходимо применять, в каких формах и способах, каких целей планируется достичь в результате применения. И главный вопрос – в чём уникальность таких систем и какие задачи они могут решать, которые невозможно решить существующими системами вооружений."

Данные носят предположительный характер и являются в лучшем случае прикидочными. Источники указаны. Идентификация ракеты 3М-22 - источник. Упоминание индекса 3К-22 - источник. Источник западного наименования SS-NX-33.


Пуск ракеты 3М-22 "Циркон" с фрегата "Адмирал Горшков" пр.22350, 06.10.2020 г. (кадр видео Министерства обороны РФ).
Автор: DIMMI Создан: 08.02.2013 00:23:01 Комментариев: 52 Читать всю статью

пр.1851 / 18510 / 18511 - X-RAY / PALTUS

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Комплекс пр.1851, лодка пр.18510 "Нельма" - X-RAY / NELMA
АС-23
пр.18511 "Палтус" - PALTUS

АС-21
АС-35

Атомная глубоководная станция / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство (подобные наименования используются в некоторых источниках). Приказом Минсудпрома СССР от 1 июля 1970 т. ЦПБ «Волна» (впоследствии с 23.02.1974 г. - СПМБМ «Малахит») было определено головным КБ по проектированию глубоководных обитаемых технических средств освоения океана и в это бюро до конца года были переданы все работы по проектированию этих средств из других конструкторских бюро Минсудпрома. В 1972 г. в ЦПБ «Волна» под руководством главного конструктора Е.С.Корсукова были выполнены эскизные проекты глубоководных комплексов проектов  1910 и 1851, утвержденные постановлением Правительства СССР, которым определялись их основные тактико-технические элементы (ТТЭ), сроки создания и кооперация соисполнителей по проектам 1910 и 1851. В том же 1972 г. приказом министра Минсудпрома СССР главным конструктором проекта 1851 назначают С.М.Бавилина, а группа главного конструктора Е.С.Корсукова была сконцентрирована на создании проекта  1910Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. Главный конструктор комплекса пр.1851 С.М.Бавилин. На должность заместителей Бавилин С.М. пригласил Терешкина В.М. и Дубницкого Д.Н., на должность ведущих конструкторов - Уварова В.А. и Дешкина Е.А., а главным конструктором энергетической установки - Романова Б.Л. При проектировании вероятно был учтен опыт эксплуатации глубоководного комплекса "Селигер".

Атомная глубоководная станция могла эксплуатироваться самостоятельно, но штатно её планировалось использовать с подводной лодкой-носителем. Лодка-носитель с АГС прибывала в район проведения работ, АГС расстыковывалась с лодкой-носителем и выполняла работы на дне самостоятельно. После чего пристыковывалась обратно к носителю для пополнения запасов либо в связи с прекращением работ. 

В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В 1973 г. завершен технический проект АГС пр.18510. После защиты технического проекта главным конструктором С.М.Бавилиным было предложено полностью изменить техпроект - особенно в части энергетической установки. Решение было поддержано заказчиком в лице Главкома ВМФ СССР С.Горшкова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» были объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение разработки и строительства АГС пр.1910 и комплекса пр.1851. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др.

В качестве носителя АГС была определена переоборудованная ПЛАРК пр.675. Проект модернизации по пр.675Н был поручен ЛПМБ "Рубин". Флот выделил для модернизации по проекту ПЛАРК К-170 пр.675 11-й дивизии 1-й флотилии ВМФ СССР. После модернизации лодка получила название КС-86. Переоборудование ПЛА-носителя начато на СРЗ "Звездочка" в Северодвинске в январе 1973 г. и завершено в 1981 г. 

В 1978 г. в сформированный ВМФ отряд гидронавтов для обучения были набраны 1-й и 2-й экипажи головной станции АС-23 комплекса пр.1851. 

В феврале 1977 г. подписан приказ о начале строительства головной АГС проекта (заказ 01429). При создании АГС проекта использовался опыт строительства и испытаний головной АГС  пр.1910 "Кашалот". Официальная закладка головного заказа - 25.09.1981 г. Спуск на воду -  29.09.1983 г. Швартовные испытания заказа проводились в Ленинграде до осени 1984 г., когда АГС была переведена в Северодвинск на сдаточную базу ЛАО. Головная АГС проекта - АС-23 - в ходе прохождения испытаний в 1986 г. впервые осуществила подводную стыковку с лодкой- носителем КС-86 проекта 675Н (источник). После сложных испытаний в ходе которых устранялись различные проблемы с оборудованием головная АГС проекта 18510 была принята Флотом 30.12.1986 г. Капитан АГС в ходе испытаний - В.Ю.Терехов (ист. - Адмиралтейские верфи).

По состоянию на осень 2011 г. ПЛ АС-23 уже несколько лет находилась в Северодвинске у стенки СРЗ "Звездочка". 2 февраля 2012 г. во время пресс-тура АГС АС-23 была обнаружена в цеху СРЗ "Звездочка", где, вероятно, проходила ремонт. Позже, так же находится у стенки СРЗ "Звездочка".

В западных СМИ иногда упоминается существование недостроенной третьей АГС пр.18511 строительство которой якобы не было завершено. Данная информация кажется нам сомнительной.


АГС пр.18511 "Палтус" - PALTUS (MilitaryRussia.Ru, 02.05.2018 г., использован рисунок HISutton).

Автор: DIMMI Создан: 24.06.2011 20:01:37 Комментариев: 68 Читать всю статью

пр.1910 - UNIFORM

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
пр.1910 / пр.19100 "Кашалот" - UNIFORM
АС-13
АС-15
АС-33

Атомная глубоководная станция 1 ранга / специальная атомная подводная лодка / глубоководное техническое средство. Проектирование атомных глубоководных станций для выполнения специальных задач на дне Мирового океана начато по Постановлению Совмина СССР 1972 г. о создании автономной атомной глубоководной станции (АГС) пр.1910 "Яуза" (впоследствии заменен на "Кашалот")  и комплекса пр.1851. Головным исполнителем проектов определено ЦКБ "Волна" Минсудпрома СССР. По пр.1910 главный констркутор - Е.С.Корсуков, заместитель - С.М.Бавилин. Позже приказом министра судостроительной промышленности для проектирования АГС пр.1910 была создана специальная конструкторская группа под руководством Юрия Михайловича Коновалова. В 1974 г. СПМБ Машиностроения и ЦПБ «Волна» объединены в СПМБМ «Малахит», которому и было поручено сопровождение автономной АГС пр.1910 и комплексов пр.1851 и позже пр.1083. В разработке АГС приняли участие специалисты ЦНИИ им.академика Крылова, ЦНИИКМ "Прометей" (конструкционные материалы), ЦНИИТС, ЦНИИСЭТ, ЛПО "Электросила" и др.

В 1972 г. на Ленинградском адмиралтейском объединении (г.Ленинград) начата подготовка к строительству АГС проектов 18510 и 1910. В августе 1976 г. в цехе №9 изготовлена первая секция головного заказа 01401 проекта. Официальная закладка АГС - 20.11.1977 г. В 1978 г. завершено формирование корпуса заказа и выполнены гидравлические испытания. Осенью 1982 г. АГС спущена на воду (25.11.1982 г.) и через 6 месяцев на лодке проведены первые испытания ядерной энергетической установки (май 1983 г.). Осенью 1983 г. АГС отправлена для продолжения испытаний на сдаточную базу ЛАО в Северодвинске.Опыт полученный при создании и испытаниях головной АГС проекта 1910 использован при создании АГС пр.1851. Головная АГС проекта принята ВМФ в опытную эксплуатацию 31.12.1986 г. Строительство серии из трех лодок завершено 16.12.1994 г. передачей ВМФ третьей лодки. Все ПЛА пр.1910 проходили или проходят службу на Северном флоте в составе 29-й отдельной бригады ПЛ ВМФ в Оленьей губе. 

В октябре 1976 г., в соответствии с Приказом Главкома ВМФ СССР, для эксплуатации глубоководных станций, по образцу отряда космонавтов, был сформирован отряд гидронавтов. Кандидаты в отряд должны были: прослужить на ПЛ ВМФ СССР не менее 5 лет, быть членом КПСС и пройти медицинскую комиссию по требованиям, которым должны были соответствовать космонавты. Формирование отряда было начато на территории 39-й бригады строящихся подводных лодок на улице Римского-Корсакова в Ленинграде. Первым офицером отряда был Платон Александрович Чеботаев, который сформировал отряд и был назначен заместителем командира отряда. Позднее отряду предоставили небольшой городок на Шкиперском протоке, в котором до этого физики исследовали воздействие ядерного излучения на живые организмы. Там отряд просуществовал до 1992 года. Летом 1977 года для обучения, в 15-ю ЦНИИЛ были набраны 23 офицера ВМФ СССР, из которых должны были сформировать два экипажа опытовой АГС АС-13 (пр.1910). Из набранных офицеров был сформирован 6-й отдел 15-й ЦНИИЛ, который организационно подчинялся начальнику 5-го отдела капитану 1 ранга Мазульникову Е.М. В 1979 г. для базового обслуживания АГС и эксплутации их носителей на Северном флоте в губе Оленья начато формирование 29-й отдельной бригады ПЛ КСФ. В 1980 г. первые гидронавты отряда начали эксплуатацию буксируемого комплекса "Селигер" (источник, источник). 


Атомная глубоководная станция АС-33 пр.1910 - UNIFORM. Предположительно 1990-е годы (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil).
Автор: DIMMI Создан: 01.05.2010 09:27:38 Комментариев: 79 Читать всю статью

Комплекс 2М39 Посейдон / ОКР Скиф - KANYON

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
Комплекс 2М39 "Посейдон" / ОКР "Скиф" - KANYON


Самоходный подводный аппарат / необитаемый подводный аппарат / роботизированное подводное средство лодочного базирования / морской робототехнический комплекс (МРТК). Разработка морского стратегического комплекса вооружений по теме ОКР "Скиф" велась и ведется под общим управлением ЦКБ МТ "Рубин" (г.Санкт-Петербург). Разработчик  пускового комплекса - ГРЦ им. Макеева (г.Миасс). Первоначальные работы по теме НИР "Спилит" были успешно выполнены отделом №118 ГРЦ Макеева совместно с ленинградскими КБ подводного судостроения "Рубин" в 1988-1990 г.г.

После проведения конкурса в начале 1990-х годов ГРЦ начинает полномасштабную разработку ОКР "Скиф" (комплекс подводного оружия 2М39) по контракту № 334-92 от 05.06.1992 г. с Министерством обороны России (источник). В конце 1990-х годов ГРЦ по предложению ЦКБ МТ "Рубин" должен был стать головной организацией по созданию и изделия и комплекса "Скиф", но это предложение не было утверждено и головным КБ (вероятно) стало ЦКБ МТ "Рубин". Главный конструктор направления в ГРЦ им. Макеева - А.П. Шальнев.

Выпуск конструкторской документации по комплексу начат в 2005 г. (и завершен, вероятно, в 2008 г.). Предположительно в то же время начато и производство опытных экспериментальных образцов по теме ОКР "Скиф". В 2007-2009 г.г. в ГРЦ им. Макеева проводятся испытания узлов и агрегатов по теме ОКР на вакуумно-динамическом стенде. В 2008 г. проведены испытания на прочность узлов, испытания в моделирующий гидродинамические нагрузки установке и функциональные испытания.

Первые успешные испытания прототипов изделия по теме ОКР "Скиф" проведены стартом макета изделия в октябре 2008 г. Испытания макетов изделий-прототипов ведется с опытовой ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120 с привлечением спасательного судна "Звездочка" пр.20180 со специальной баржей плавучего испытательного комплекса (ПИК) пр.20210. Так же, ведется отработка методик поиска и подъема на поверхность макетов полезной нагрузки  с использованием ПИК и спасательного судна "Звездочка" без привлечения ПЛ Б-90 "Саров" - погружением изделия-прототипа и бросковых макетов с последующим запуском из подводного положения без штатного пуска их пусковой установки. В январе-октябре 2015 г. на опытовой ПЛ Б-90 "Саров" пр.20120 с участием ФЦДТ «Союз» проходили испытательные пуски изделия 3П27 с замещением массы изделия на подводной лодке (источник). Предположительно речь о прототипе изделия 2М39 для испытаний с ПЛ "Саров".

По западным оценкам от испытаний прототипа до боевого образца системы KANYON пройдет еще несколько лет (2015 г., источник). Наш прогноз - испытания системы 2М39 могут продлиться до 2025 г. и даже дольше.

В материале использованы данные только из открытых публичных источников. Идентификация ОКР "Скиф" и необитаемого подводного аппарата, известного на Западе как KANYON предположительная на основании информации открытых  источников: источник1, источник2. Идентификация индекса 2М39 по данным источник3.


Необитаемый подводный аппарат 2М39 "Посейдон" или его макет на выгрузке из транспортного вагона 2Ф39ЖСТ-01 на полигонных испытаниях. Кадр видео Министерства обороны России опубликованного 20.02.2019 г.

Автор: DIMMI Создан: 23.05.2013 00:01:09 Комментариев: 121 Читать всю статью

пр.09851 / 09853

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение)
пр.09851 / ОКР "Калитка-СМП"
"Хабаровск"
пр.09853

Большая атомная подводная лодка специального назначения / стратегический атомный подводный крейсер (источник) / носитель роботизированных подводных аппаратов. Разработчиком подводной лодки является ЦКБ МТ "Рубин" (источник). ПЛА будет первым полноценным носителем новой системы вооружения ("Статус-6" / 2М39 "Посейдон"), которая отрабатывалась на опытовой ПЛ пр.20120 "Саров". В середине 2010-х годов так же обсуждались предположения о том, что данная ПЛА является лодкой дальнего гидроакустического дозора или даже атомной глубоководной станцией, но эти гипотезы были ошибочны.

Контракт № 120-14 от 03.06.2014 г. заключен между ОАО «ПО «Севмаш» и ОАО «ЦКБ «МТ «Рубин» на выполнение составной части ОКР «Калитка-СМП» на строительство ПЛА пр.09851 (источник). Позже в 2016 г. сообщается, что работы по пр.09851 ведутся в соответствии с техническим заданием № БЛИЦ.360029.608ТЗ шифр СЧ ОКР «ГТС-К» (источник).  В 2017 г. впервые в отечественном атомном подводном кораблестроении конструкторами ПКБ Севмаша при строительстве АПЛ создается полная 3D-модель корпуса корабля. Пилотным проектом послужила АПЛ «Хабаровск». Она создается как носитель роботизированных средств ВМФ, которые предназначены для разведки дна и недр Мирового океана, мониторинга континентального шельфа, охраны и прикрытия использования сил флота. Кроме того, заводские конструкторы разработали и внедрили программы, с помощью которых выпускается и плазовая документация  на строительство этого корабля. Как поясняет Главный конструктор Севмаша Юрий Спиридонов применение современных технологий повысило качество и значительно снизило продолжительность и трудоемкость работ (источник).

Закладка головной ПЛА состоялась 27 июля 2014 г. в цехе №50 ПО "Севмаш" (г.Северодвинск). 25.05.2018 г. СМИ сообщили о прохождении элементами прочного корпуса ПЛА гидравлических испытаний (источник). Строительство лодки по планам 2016 г. предполагалось завершить до 2020 г. (источник). В середине 2019 г. появилась информация о планах спуска лодки на воду до конца 2019 г. (источник). 20.04.2020 г. СМИ сообщили о планах спуска на воду ПЛА "Хабаровск"  в мае-июне 2020 г. и планах на проведение испытаний лодки в течение двух лет (источник). Позже, 24.082020 г. на форуме "Армия-2020" генеральный директор ПО "Севмаш" Михаил Будниченко заявил, что спуск "Хабаровска" на воду в 2020 г. вообще не планировался. 07.11.2020 г. сообщается, что ПЛА "Хабаровск" планируется вывести из цеха и спустить на воду в первом полугодии 2021 г. (источник).

В 2016 г. сообщается о планах ЦКБ МТ "Рубин" провести ОКР по проектированию и сопровождению постройки на ПО "Севмаш" заказа проекта 09853 (источник). Можно сделать предположение о том, что пр.09851 является головной лодкой серии специализированных субмарин-носителей комплекса 2М39, а лодки пр.09853, которые планируется строить серией - серийными лодками-носителями.



Предположительный облик ПЛА пр.09851 "Хабаровск" (MilitaryRussia.ru, 2020 г.)
Автор: DIMMI Создан: 29.07.2014 23:33:17 Комментариев: 29 Читать всю статью

пр.777А "Калина"

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
НИР "Калина-ВМФ"
пр.777А "Калина"


Проект неатомной подводной лодки 5-го поколения. Разработка проекта ведется ЦКБ МТ "Рубин". 18 марта 2013 г. СМИ сообщили о том, что ЦКБ МТ "Рубин" приступило к научно-исследовательной работе (НИР) по определению облика неатомной подводной лодки нового (пятого) поколения. 24.04.2013 г. сообщается о том, что начато проектировании лодки - видимо речбь все же о работе над аванпроектом лодки. 05.11.2013 г. газета ОАО "Адмиралтейские верфи" сообщала название проекта нАПЛ 5-го поколения - "Калина". 19.02.2014 г. вице-адмирал Александр Федотенков заявил, что ведутся подготовительные работы по проектированию подводной лодки - видимо, так названы работы по проведению НИР (источник). Собственно, НИР "Калина-ВМФ" завершена в декабре 2014 г. - в результате выполнения исследовательской работы подготовлен аванпроект многоцелевой неатомной подводной лодки с двумя вариантами двигательной установки - традиционным и воздухонезависимым (ВНЭУ, ист. - ОСК. Годовой).

Опытные и конструкторские работы (ОКР) по созданию новой нАПЛ, согласно годовому отчету ОСК за 2014 г., планировалось начать в 2015 г. В интервью 21.01.2016 г. Главком ВМФ Виктор Чирков сообщил, что проектирование нАПЛ "Калина" уже ведется. В 2019 г. работы по проектированию лодки продолжаются (источник).

Серийное производство неатомных подводных лодок 5-го поколения планируется начать не ранее 2020 г. (заявление Главкома ВМФ России Виктора Чиркова, 2013 г.). В 2016 г. заявлено, что строительство головной лодки проекта может начаться раньше -  в 2018 г. на "Адмиралтейских верфях" (источник). При этом уже 16.10.2018 г. представитель ОСК в СМИ заявил, что строительство лодки пока не начато из-за отсутствия заказа от Министерства обороны России (источник).

20.10.2020 г. впервые в СМИ назван номер проекта подводной лодки - "777А Калина" (источник).


Макет неатомной ПЛ пр.677Э "Амур-1650" которая, вероятно, послужила отправной точкой проекта 777А "Калина" (Форум АРМИЯ-2015, фото А.В.Карпенко, источник). 
Автор: DIMMI Создан: 20.03.2013 23:54:29 Комментариев: 15 Читать всю статью

Д-30 / Р-30 / 3М-30 Булава - SS-N-32 (2)

ДАННЫЕ НА 2020 г. (стандартное пополнение v2)
Комплекс Д-30 / 3К-30 / Б-30 "Булава-М", ракета Р-30 / 3М-30 / РСМ-56 "Булава" / "Булава-30" - SS-NX-32 / SS-N-32


Баллистическая ракета для подводных лодок (БРПЛ) межконтинентальной дальности. Разработана Московским Институтом Теплотехники (МИТ), главный конструктор - Ю.С.Соломонов (с 20.09.2010 г. - А.П.Сухадольский). По западным данным эскизное проектирование ракеты начато в 1992 г. При создании новой БРПЛ в МИТ использованы наработки по проекту МБР 15Ж59 "Курьер" (дальность 9500 км, масса 16 т) с использованием нового типа смесевого топлива для РДТТ. Согласно первоначальным планам, масса БРПЛ должна была составить 26-28 тонн. Позже, по тем же причинам, по которым был изменен проект 2-й и 3-й ступеней БРПЛ "Барк" массо-габаритные характеристики ракеты были изменены (ист.- генерал-полковник А.Ситнов "Булава"...). Решение об изменении проекта вызвано прекращением производства топлива на Украине (перепрофилирование на выпуск бытовой химии).

В ноябре 1997 г., после третьего неудачного старта БРПЛ "Барк", министрами правительства России Я.Уринсоном и И.Сергеевым (бывший командующий РВСН) в письме премьер-министру В.Черномырдину поставлен вопрос о передаче проектирования основной БРПЛ ВМФ в Московский Институт Теплотехники. В ноябре и декабре 1997 г. работали две Межведомственные комиссии, созданные по приказу Министра обороны России, для изучения неудач испытаний БРПЛ "Барк". В состав комиссии входили представители МИТ, Управления вооружений МО России и РВСН. Второй Межведомственной комиссией было рекомендовано продолжить испытания ракеты с принятием на вооружение двух ПЛАРБ пр.941У, но представители Управления вооружений и РВСН предлагали прекратить разработку БРПЛ. Основные причины:
- разработка максимально унифицированной межвидовой малогабаритной ракеты для РВСН и ВМФ "Булава";
- разнесение по годам пиков финансирования перевооружения РВСН и ВМФ ("Тополь-М" и "Булава");
- экономия средств;

В начале 1998 г. выводы комиссии одобрены Военно-техническим советом МО России. В январе 1998 г. вопрос рассмотрен комиссией созданной распоряжением Президента России. Осенью 1998 г. по предложению главкома ВМФ В.Куроедова Советом Безопасности России тема "Барк" официально закрыта и после проведения конкурса под эгидой "Роскосмоса"  (участники - МИТ и ГРЦ им.Макеева с проектом "Булава-45" главного конструктора Каверина Ю.А.) начато проектирование БРПЛ "Булава" в МИТе. В то же время начато перепроектирование под ракету "Булава" ПЛАРБ пр.955. Одновременно контроль за разработкой БРПЛ был возложен на 4-й ЦНИИ МО России (руководитель - В.Дворкин), который ранее занимался контролем создания МБР, а "морской" 28-й ЦНИИ МО России был отстранен от работ по БРПЛ.


Погрузка ракеты 3М-30 "Булава" на сборочно-снаряжательной базе Воткинского машиностроительного завода, публикация апрель 2016 г. (источник).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2016 22:44:42 Комментариев: 3 Читать всю статью

пр.23900

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
пр.23900
"Иван Рогов"
"Митрофан Москаленко"

Универсальный десантный корабль-вертолетоносец (УДК) 1-го ранга дальней морской зоны. Разработка проекта УДК на замену УДК типа "Мистраль", стротельство которых во Францией для ВМФ России было прекращено в 2014 г., велась несколькими российскими конструкторскими бюро: проект "Прибой" разрабатывало Невское ПКБ, проект "Лавина" - Крыловский Государственный Научный Центр. Но фактически для постройки в 2019-2020 г.г. был выбран проект Зеленодольского ПКБ. судостроительной корпорации "Ак Барс".

Впервые проект Зеленодольского ПКБ был показан на презентации Президенту России 9 января 2020 г. В марте 2020 г. ССЗ "Залив" (г.Курчь) были начаты закупки металла для строительства двух кораблей проекта 23900 (источник). На 28 апреля 2020 г. согласно источникам планировалась церемония закладки новых кораблей (источник). 23 мая 2020 г. в СМИ появилась информация о подписании Министерсвом обороны России контракта на постройку двух УДК с керченским ССЗ "Залив" на общую сумму около 100 млрд. рублей. 

20.07.2020 г. в присутствии Президента России состоялась официальная закладка двух УДК проекта 23900 "Иван Рогов" и "Митрофан Москаленко" на ССЗ "Залив" в Керчи. Согласно иллюстрациям на церемонии закладки внешний вид проекта 23900 на момент закладки несколько отличается от внешнего вида проекта показанного в январе 2020 г.

Корабль предназначен для выполнения десантных операций на большом удалении от родных берегов, а так же может применяться в качестве штабного корабля при проведении морских или смешанных операций разнородных сил.


Изображение универсального десантного корабля пр.23900 с церемонии официальной закладки кораблей на ССЗ "Залив" в Керчи 20.07.2020 г. (Зеленодольское ПКБ).

 

Автор: DIMMI Создан: 27.07.2020 22:02:55 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.11551 Фрегат-М

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
пр.11551 "Фрегат-М" - UDALOY-II
"Адмирал Чабаненко"

Эсминец 1-го ранга / большой противолодочный корабль. Корабль разработан на базе большого противолодочного корабля пр.1155 "Фрегат" Северным ПКБ (г.Ленинград), главный конструктор проекта - В.П.Мишин.

В 1982 г. в Северном ПКБ под руководством главного инженера А. А.Терентьева и главного конструктора пр.1155 В.П.Мишина была выполнена инициативная проработка по увеличению ударной мощи корабля пр. 1155. Пусковые установки противолодочного ракетного комплекса "Раструб" было предложено заменить на пусковые установки ПКР "Москит", а так же предлагалось оснастить корабль новым противолодочным комплексом "Водопад" ракеты которого могли стартовать из торпедных аппаратов (ист. - Юхнин). Видимо, по предложению Северного ПКБ ВМФ СССР было разработано тактико-техническое задание на проектирование корабля, которое курировал Главком ВМФ СССР С.Г.Горшков. Общая задумка модернизации - устранение недостатков БПК пр.1155 - отсутствия противокорабельного ракетного комплекса и относительная слабость средств ПВО. 

Программой судостроения СССР планировалась постройка 10 кораблей пр.11551, но до декабря 1991 г. на ССЗ "Янтарь" успели заложить только два корабля, еще на два корабля проекта был выдан заказ. Головной и единственный построенный корабль проекта "Адмирал Чабаненко" был заложен в 1989 г., спущен на воду по разным данным 16.06.1992 г. или 14.12.1992 г. и после достройки в 1995 г. приступил к ходовым испытаниям, которые затянулись до 1998 г. Корабль передан Флоту в 1999 г. Заказ на остальные корабли проекта аннулирован в 1993 г.


БПК / эсминец "Адмирал Чабаненко" пр.11551, 06.06.2007 г. (фото из архива MVM, http://forums.airbase.ru/).
Автор: DIMMI Создан: 18.06.2020 18:37:03 Комментариев: 1 Читать всю статью

пр.58 - KYNDA

ДАННЫЕ НА 2020 г. (в работе)
пр.58 - KYNDA
"Грозный"
"Адмирал Фокин"
"Адмирал Головко"
"Варяг"

Ракетный крейсер (РКР) 1-го ранга / ракетный эсминец. Проектирование первого в мире ракетного эсминца по пр.58  начато ЦКБ-53 (главный конструктор проекта В.А.Никитин, конструкторы при постройке - А.Л.Фишер и В.Г.Королевич) по Постановлению Совмина СССР №1190-610 от 25.08.1956 г. о создании надводного корабля с новыми видами оружия. В октябре 1956 г. выданы задания на разработку ЗРК М-1 "Волна" и противокорабельной ракеты П-35, которые стали основными боевыми системами нового корабля. Тактико-техническое задание на проектирование корабля утверждено Решением ВМФ и Минсудпрома №1558 от 07.12.1956 г. Разработка эскизного проекта корабля начата ЦКБ-53 по заказу №178772 Управления Кораблестроения ВМФ СССР от 17.12.1956 г. Основные элементы тактико-технического задания на разработку проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №483-238 от 30.04.1957 г.

Основное назначение корабля - борьба с крупными кораблями и корабельными группировками потенциального противника, включая авианосные группы. 

Эскизный проект представлен 29.06.1957 г. ЦКБ-53 разработано несколько вариантов эскизного проекта корабля. Лучшим признан вариант компоновки с длинным полубаком и двумя остовами надстроек с двумя башнеподобными мачтами. Впервые на корабле такого класса предусматривалось размещение флагманского командного пункта (ФКП), презназначенного для координации действий группы кораблей по применению ударного вооружения и организации ПВО. Командные пункты (ФКП, ГКП и БИП) располагались не в надстройке, а на нижней палубе корабля. 17.08.1957 г. эскизный проект корабля утвержден решением Главкома ВМФ СССР №779 согласованным с Минсудпромом СССР. 07.09.1957 г. Управление Кораблестроения ВМФ СССР выдало заказ №95619 на разработку технического проекта корабля пр.58. Технический проект представлен ЦКБ-53 31.03.1958 г. и утвержден 15.08.1958 г. решением №С-8/001896 ВМФ и Госкомитета по судостроению Совмина СССР. Основные элементы технического проекта 58 утверждены Постановлением Совмина СССР №1053-502 от 18.09.1958 г. Наконец, 1 сентября 1958 г. ЦКБ-53 приступило к разработке рабочего проекта и выпуску техдокументации проекта 58. 

Первоначальными планами предусматривалось строительство серии в 16 кораблей проекта, но к 1960 г. было принято решение о строительстве только 4 кораблей. Обработка металла для корпуса головного корабля проекта начата на ССЗ им.Жданова в Ленинграде 1 апреля 1959 г. Головной корабль проекта "Грозный" заложен на ССЗ им.Жданова в Ленинграде (ныне "Северная верфь") 23.02.1960 г., спущен на воду 26.03.1961 г. при технической готовности 58,6% и передан ВМФ после испытаний 30.12.1962 г. За время Государственных испытаний головной корабль проекта за 1171 ходовой час прошел 16 679 миль. Всего построено 4 корабля проекта.

22-25 июля 1962 г. в ходе учений "Касатка" на Северном флоте велись ракетные стрельбы с эсминца пр.58 "Грозный", еще проходящего испытания. За стрельбами  с борта крейсера "Адмирал Ушаков" пр.68бис наблюдал генеральный секретарь ЦК КПСС Н.С Хрущев. После успешных ракетных пусков командующий Северным флотом адмирал Касатонов завел разговор о том, что изменение ранга корабля позволило бы улушить ранги и положение офицеров, которые служат на корабле. Н.С.Хрущев согласился с этим и корабль стал крейсером (ист. - Широкорад). Решение объявлено 4 ноября 1962 г.

Все корабли проекта выведены из боевого состава Флота в 1990-2002 годах.


Ракетный крейсер "Грозный" пр.58 - KYNDA после модернизации, Средиземное море, 30.10.1985 г. (фото - US NAVY, http://www.dodmedia.osd.mil/).  
Автор: DIMMI Создан: 09.05.2020 11:50:24 Комментариев: 2 Читать всю статью

Комплекс П-800 / 3К55 Оникс / Яхонт - SS-N-26 STROBILE

ДАННЫЕ НА 2013 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-800 / 3К55 "Оникс", ракета 3М55 / К-310 "Оникс" - SS-NX-26 / SS-N-26 STROBILE
Комплекс 3К55Э "Яхонт", ракета 3М55Э "Яхонт" - SS-N-26 STROBILE
Комплекс 3К55Э "Яшма" (экспортный вариант для ПЛ)
Комплекс "Яхонт-А" (авиационный)
 
Противокорабельная крылатая ракета / унифицированная противокорабельная крылатая ракета. Постановление СМ СССР о начале работ по разработке ракеты принято 05.06.1981 г. Эскизный проект разработан и принят НПО "Машиностроение" (ОКБ-52 В.Н.Челомея) 10.03.1982 г. Генеральный конструктор - Г.А.Ефремов, главный конструктор - В.А.Модестов (источник). С 1991 г. группу разработчиков ракеты возглавил главный конструктор направления Вадим Меркулов (источник). В 2011 г. организована группа ведущих конструкторов по теме 3М55 (с Сергеем Бунаковым, Денисом Витушкиным, Юрием Воротынцевым и Алексеем Найденовым).

Испытания ПКР предполагалось начать в 1987 г., но в 1987 г. провден лишь бросковый пуск ракеты 3М55 с МРК "Накат" пр.1234.7, после чего МРК принят на вооружение. В 1991 г. выпущена техническая документация, освоено производство, проведены наземные испытания ракет. В период с 1992 по 1998 г.г. вероятно проводились испытания подводного варианта ПКР "Оникс" на ПЛАРК К-452 пр.06704 (модернизированная ПЛАРК пр.670М), но по состоянию на 2000 г. испытания не завершены и ракета не принята на вооружение. В надводном варианте испытания проводились на МРК "Накат" пр.1234.7 (см.ниже), в 1996 г. комплекс принят в опытную эксплуатацию ВМФ России. В феврале 1998 г. подписано соглашение с Индией на совместное создание ракетного комплекса BrahMos.

После длительных перерывов, государственные испытания на МРК "Накат" пр.1234.7 завершены к концу 2002 г. и Постановлением правительства России от 23.09.2002 г. ПКР 3М55 "Оникс" была принята на вооружение ВМФ. Производство ракет ведется на ПО "Стрела" (г.Оренбург) c 1999 г. (источник). Отличается от других разработок ОКБ-52 выполнением принципа "выстрелил и забыл", "lo-hi-lo" профилем полета и универсальностью применения с любых стартовых платформ (вода, воздух, земля).

Ракета и комплекс "Оникс" предназначены для размещения на надводных (экспортный вариант "Яхонт") и подводных (экспортный вариант "Яшма") судах. Встречалось так же названия комплекса П-800 и П-100.


Пуск ПКР 3М55 "Оникс" с МРК "Накат" пр.1234.7 (http://www.npomash.ru).

ПКР 3М55Э "Яхонт" на одной из выставок (http://www.testpilots.ru)
Автор: DIMMI Создан: 22.01.2009 01:00:35 Комментариев: 25 Читать всю статью

П-1000 Вулкан - SS-N-12 mod.2 SANDBOX

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Комплекс П-1000 "Вулкан", ракета 3М70 - SS-N-12 mod.2 SANDBOX


Противокорабельная крылатая ракета. Разработка комплекса начата НПО "Машиностроения" (ранее - ОКБ-52) В.Н.Челомея (с 1984 г. генеральный конструктор - Г.А.Ефремов) по Постановлению СМ СССР от 17 мая 1979 г. Ракета представляет собой дальнейшее развитие ракеты комплекса П-500 с сохранением пускового оборудования и заметным увеличением дальности действия за счет использования нового стартового двигателя, увеличения объемов топлива маршевой ступени, снижения массы бронирования и других улучшений.

Первый испытательный пуск с наземного стенда СМ-49 в Неноксе - 3 декабря 1982 г. (10 ч 55 мин) - пуск неудачен - стартовый блок не отделился от ракеты, ракета развалилась на части и упала через 8 с полета. Второй пуск - 9 апреля 1983 г. - аналогичный результат на 9 секунде полета. В результате разбора неудачных испытаний установлено, что сбои произошли по вине системы управления ракеты. Третий пуск был успешным (вероятно, июнь 1983 г.). Испытания с ПЛАРК пр.675МКВ начаты 22 декабря 1983 г. Проведение совместных испытаний комплекса П-1000 и ПЛАРК пр.675МКВ - 1985 г. первый пуск в рамках совместных испытаний - 2-х ракетный залп (обе ракеты поразили цель несмотря на сбой работы системы поддержания давления в приборном отсеке и ошибку оператора). Второй пуск в рамках совместных испытаний - 8 ноября 1985 г. - трехракетный залп, на одной ракете был отказ радиолокационного визира (РЛС), две другие ракеты порязили цели. В результате летно-конструкторских и совместных испытаний произведено 18 пусков ракет из которых 11 пусков признаны успешными. Испытания системы управления и контрольно-проверочной аппаратуры завершены в 1985 г. В декабре 1985 г. подписан Акт об окончании совместных испытаний с рекомендацией комплекса П-1000 "Вулкан" к принятию на вооружение с проведением контрольных испытаний в 1986 г. Для проведения контрольных испытаний выделено 8 ракет и планировалось провести 4-х ракетный залп и 4 одиночных пуска ракет с разными программами. Один из одиночный пусков (24 апреля 1986 г.) состоялся со стартовым двигателем ракеты комплекса П-500 по программе системы управления ракеты комплекса П-500. Пуск прошел успешно. 18 и 19 июня 1986 г. прошли два успешных пуска на проверку помехозащищенности ракет. Четырехракетный залп состоялся 4 июля 1986 г. (три ракеты оснащены телеметрическим оборудованием по причине того, что аппаратура на полигоне не могла принять информацию с 4-х ракет). Ракета, не оснащенная телеметрической системой, потеряла управление на подлете к цели, причина не установлена.

В 1986 г. создатели комплекса были удостоены Лененской премии СССР (источник). Комплекс "Вулкан" принят на вооружение 18 декабря 1987 г. Серийное производство ракет комплекса "Вулкан" велось ПО "Стрела" в г.Оренбург. Ракета производилась с 1985 г. по 1992 г.


Ракета 3М70 комплекса П-1000 "Вулкан" (http://www.cruiser-moskva.info).
Автор: DIMMI Создан: 28.08.2010 06:06:38 Комментариев: 33 Читать всю статью

пр.636 - Improved KILO

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
пр.636 / пр.636М / пр.06361 - Improved KILO
пр.06363 - Improved KILO-II

Большая дизель-электрическая подводная лодка (тип "Б"). Проект подводной лодки разработан для поставок на эксплот в Китай на базе проекта 877М - Improved KILO. Проектирование велось ЦКБ" Рубин", главный конструктор проекта - Ю.Н.Кормилицын, по состоянию на конец 2013 г. (или ранее) - Игорь Молчанов. По сравнению с базовыми модификациями пр.877 лодки пр.636 отличаются установкой нового поколения бортового оборудования и широким использованием звукопоглощающих технологий. Головная лодка пр.636 - Б-466 (будущая "Yuan Zhend 66 Hao" ВМС Китая) заложена на Адмиралтейских верфях под заводским №01616 16 июня 1996 г. Лодка спущена на воду 26 апреля 1997 г. и сдана Флоту 26 августа 1997 г. Передача лодки ВМС Китая состоялась12 ноября 1997 г. В те годы производственный цикл лодок проекта составлял чуть больше года.  В первой половине 2000-х годов производственный цикл увеличился до 1.5-2 лет и к началу 2010-х годов составлял уже от 2.5 до 4 лет.


Подводная лодка "Новороссийск" пр.06363 выходит на второй этап заводских ходовых испытаний, 21 июля 2014 г. ("Адмиралтеец" №13 / 2014 г.).
Автор: DIMMI Создан: 24.02.2013 21:45:09 Комментариев: 18 Читать всю статью

Калибр-М (проект)

ДАННЫЕ НА 2019 г. (стандартное пополнение)
Ракета "Калибр-М" (проект)
 
Крылатая ракета большой дальности морского базирования. Разработка модернизированного кварианта крылатой ракеты "Калибр" в стадии НИР ведется ОКБ "Новатор" (г.Екатеринбург) как минимум с 2018 г. (источник). Ракета разрабатывается с двумя вариатами боевого оснащения - ядерныпм и неядерным. Предназначена для поражения наземных целей. Создание ракеты включено в программу строительства вооружений 2018-2027 г.г. и, соответственно, должна поступить на вооружение до 2027 г.
Автор: DIMMI Создан: 11.01.2019 23:10:49 Комментариев: 4 Читать всю статью

Каталог военной техники:



Наши партнеры:






free counters

Последние комментарии

Основная статья основательно обновлена
DIMMI 2020-05-28 19:05
https://www.defensedaily.com/air-force- ... air-force/
Sierra 2019-06-21 23:30
На ракету вполне можно установить трехступенчатый термоядерный заряд мощностью 300...
Vanguard 2019-05-03 13:10
arma37@tank7 Wrote:Rishat Wrote:Ребята AGM SRAM Во-первых,[bОпытная аэробаллистическая...
mpashnev 2019-01-21 13:14
Rishat Wrote:Ребята AGM SRAM Во-первых,[bОпытная аэробаллистическая ракета AGM...
arma37@tank7 2019-01-20 22:32
Ребята AGM SRAM
Rishat 2019-01-20 20:38
https://riafan.ru/1097278-nu-chto-zh-pe ... term=10703 «Ну что ж, перехватывайте»:...
osankin 2018-09-09 23:07
https://ria.ru/arms/20180714/1524586974.html СМИ УЗНАЛИ О НОВЫХ ИСПЫТАНИЯХ ГИПЕРЗВУКОВОГО...
osankin 2018-07-16 02:57
DIMMI Wrote:Очень сомнительно чтобы экспериментальную А-5 испытывали как "аэробаллистическую...
Евгений 2018-05-28 12:35
Чуть позже почищу тему от флудаК слову, случайно для себя открыл - А-5 на He-111...
DIMMI 2018-05-27 08:10